Парша – доминирующее заболевание яблоневых садов. Его возбудитель – сумчатый гриб Venturia inaequalis – поражает все надземные части дерева: листья, побеги, цветки и плоды. Без эффективной защиты потери урожая от этого заболевания могут достигать 80–90%.

Генетики против патогена
В борьбе с паршой яблони необходимо придерживаться комплексной стратегии. Один из её элементов – генетический метод: он заключается в подборе и выращивании иммунных сортов. Такие сорта – результат многолетней работы селекционеров. Они содержат специфические гены устойчивости, которые позволяют противостоять некоторым распространённым болезням без применения химических препаратов.
Галина Быстрая, к. с.-х. н., заведующая отделом защиты растений от болезней и вредителей ФГБНУ «Северо-Кавказский НИИ горного и предгорного садоводства» с врио директора ФГБНУ «Северо-Кавказский НИИ горного и предгорного садоводства» Хасаном Хагажеевым (справа) и руководителем направления многолетних насаждений «Щёлково Агрохим» Дмитрием Верещагиным
«Первые иммунные сорта появились 30 лет назад. Сначала к ним отнеслись насторожённо, но постепенно они получили широкое распространение», – рассказывает Галина Быстрая, к. с.-х. н., заведующая отделом защиты растений от болезней и вредителей ФГБНУ «Северо-Кавказский НИИ горного и предгорного садоводства».
На сегодняшний день более 855 всех иммунных сортов яблони обладали моногенной устойчивостью к парше, которая контролируется геном Vf от Malus floribunda 821. Впрочем, эта устойчивость уже практически повсеместно преодолена новыми расами патогена.
Чтобы решить данную проблему, учёные ведут работу по созданию сортов с дигенной устойчивостью, например путём комбинации генов Vf и Vm, а также с помощью генов Pl-1, Pl-2, Pl-w и Pl-d.
Но одной генетикой не обойтись: «Сложившаяся сегодня ситуация требует не только разработки сортов с более стабильной и долговременной устойчивостью, но и построения защиты яблони по новым схемам, более насыщенным с точки зрения химических обработок», – констатирует учёный.
Так что же произошло?..
Новая раса
«В 2023 году были обнаружены отдельные поражения паршой на иммунном сорте яблони Моди, а уже в прошлом году мы наблюдали массовую потерю устойчивости. Так, на сорте Моди в фазе «грецкий орех» было зафиксировано полное заражение паршой и листьев, и завязи. Другие иммунные сорта: Иноред Стори и Вильямс Прайд – поражались меньше, но тоже поражались», – говорит Галина Владимировна, приводя данные из табл.1.
Дальше – больше. В 2025-м значительное поражение отмечено на сорте Голд Раш. Первые пятна появились на первых розеточных листьях, как это обычно происходит у восприимчивых сортов в отсутствие химической защиты. Выровнять ситуацию помогли интенсивное применение фунгицидов и проведение сближенных блокирующих обработок.
Но и это ещё не всё: «Кармен и Флорина – сорта, которые тоже считались иммунными к парше. Однако в этом году случаи поражения были зафиксированы и на них. То есть мы имеем дело с событием феноменальным и ужасным одновременно», – утверждает учёный.
По словам Галины Быстрой, в Европе давно говорят о появлении новой, так называемой шестой расы парши. «Надо полагать, что теперь она пришла к нам. Но, чтобы с полной уверенностью говорить о появлении новой расы, необходимо лабораторное подтверждение. Мы передали образцы поражённых растений в ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНЦ садоводства, виноградарства, виноделия». Сейчас их изучением занимается Галина Якуба (к. б. н., старший научный сотрудник лаборатории биотехнологического контроля фитопатогенов и фитофагов ФГБНУ СКФНЦСВВ. – Прим. автора). Это растянутый во времени процесс, который требует прохождения долгих этапов. И до получения результатов мы не можем ничего утверждать однозначно. Однако других предположений о происхождении данных поражений на данный момент у нас нет».
Потеря иммунности – серьёзнейшая проблема, с которой может столкнуться современное российское садоводство. Дело в том, что наибольшая часть затрат, связанных с защитой яблоневых садов, приходится на борьбу с паршой. Чтобы снизить их, многие хозяйства, преимущественно фермерские, делали ставку на иммунные сорта. Но если появление в России новой расы парши подтвердится, ситуация в корне изменится, и затраты при выращивании некогда иммунных сортов станут такими же, как на восприимчивых.

Дмитрий Верещагин – руководитель направления многолетних культур компании «Щёлково Агрохим»
Эти опасения разделяет и Дмитрий Верещагин – руководитель направления многолетних культур компании «Щёлково Агрохим»: «Иммунные сорта – уже не панацея. Хозяйства, которые ставили целью увеличить их долю, могут столкнуться с совершенно неожиданными для них проблемами».
Однозначно ответить, почему иммунные сорта массово «сдаются» перед паршой, невозможно. «Изменения происходят и в космосе, и на земле, где люди оказывают мощное антропогенное воздействие на окружающую среду. Большое количество солнечной радиации и перемены в климате также воздействуют на микромир. Микроорганизмы отлично чувствуют себя при повышенной радиации, температуре и влажности. Под воздействием этих факторов меняются видовой состав, вредоносность и распространение вредоносных объектов», – поясняет Галина Быстрая.
При этом факт остаётся фактом: патогенные микроорганизмы не только не сдают своих позиций, но и создают новые угрозы там, где их прежде не было. А значит, система профилактики и защиты многолетних насаждений должна стать ещё более чёткой и эффективной.
Осень: снижаем инфекционный запас
«Первоочередная задача – снизить запас зимующей инфекции», – говорит Дмитрий Верещагин. Парша зимует исключительно на опавших листьях, а значит, борьбу с ней необходимо начинать ещё с осени.

Опавшие листья – естественный резерватор для вредных организмов, включая возбудителя парши
Сделать это можно с помощью микробиологического биодеструктора производства компании «Щёлково Агрохим» БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ. В его состав входят спорообразующие бактерии, которые обладают высокими деструкторными свойствами и активны даже в условиях засухи. Как результат, практически полное разложение листьев и других органических остатков, которые и являются естественными резерваторами патогенов.
Эксперт привёл результаты исследований, которые проводились в 2024 году. Варианты:
- контроль – без обработки биодеструктором;
- БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ (3,0 л/га). Норма вылива раствора – 700 л/га;
- БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ (3,0 л/га) + карбамид (10 кг/га). Норма вылива – 700 л/га.
Результаты лабораторных исследований показали следующее. Масса растительных остатков (р. о.), т.е. прошлогодней листвы в почве, на фоне применения биодеструкторов значительно снизилась. Процент деструкции на втором варианте составил 91%, на третьем – 95% по отношению к контролю.
Применение БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ позволило уменьшить массу растительных остатков в 11–20 раз по сравнению с контролем и практически полностью их разложить, а значит, снизить инфекционный фон возбудителей заболеваний, сохраняющихся на них.
Лучший эффект по снижению первичного инокулюма, или количества псевдотециев парши на лист, наблюдался также в варианте БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ с добавлением карбамида. По сравнению с контролем без обработки количество первичной инфекции снизилось здесь в 7 раз. На варианте с использованием БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ количество первичной инфекции снизилось в 2 раза относительно контроля.
«Обработку БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ следует проводить в первой половине листопада», – добавил Дмитрий Верещагин.
Система защиты
Стратегия борьбы с паршой подразумевает и ротацию контактных и системных фунгицидов. Контактные фунгициды останавливают рост патогенного гриба, воздействуя на многочисленные процессы, важные для его роста и выживания. Их действующие вещества работают на поверхности растения, воздействуя на начальные этапы развития инфекционного процесса. В свою очередь, системные продукты способны проникать в ткани растения и контролировать развитие патогена уже после заражения.
«Сегодня «Щёлково Агрохим» – однозначный лидер в защите плодовых культур. В портфеле компании – 49 продуктов для использования в данном сегменте, включая и микробиологические препараты. Кроме того, в ближайшее время ожидается регистрация ряда новых, очень эффективных продуктов. Уже сейчас мы можем примерно на 80% закрыть систему защиты и практически полностью решить задачи, связанные с питанием», – констатирует Дмитрий Верещагин.
Чтобы взять патоген под контроль, агроном должен правильно оперировать в процессе вегетации «щитом», т.е. контактными препаратами, и «мечом» – системными продуктами.
Каждый сезон диктует свои условия борьбы с паршой, но базовыми являются следующие аспекты защиты.
Весна – время, когда необходимо применять фунгициды ИНДИГО, КС (345 г/л сульфата меди трёхосновного) и СЕРА 400, КС (400 г/л серы). Они находятся в жидкой препаративной форме, хорошо размешиваются и растворяются, удобны в применении, т.е. не только эффективны, но и технологичны.
Когда начинается разлёт аскоспор, на первый план выходит системный фунгицид лечебного действия КАНТОР, ККР (200 г/л ципродинила). «За сезон садоводы Северного Кавказа используют его 2–3 раза, обязательно в сочетании с контактными препаратами, – подчеркнула Галина Быстрая. – Последние несколько лет это был, как правило, ГРЕННИ, КС на основе дитианона. Но в нынешнем году портфель «Щёлково Агрохим» пополнился ещё двумя контактными фунгицидами: КАПЕРАНГ, КС и КАТРЕКС, КС. Они рекомендованы к использованию в баковых смесях с системными продуктами».
По словам Дмитрия Верещагина, сегодня в борьбе с паршой яблони кратно возрастает роль контактных фунгицидов. И в этом сегменте портфель «Щёлково Агрохим» значительно усилился. Так, в 2025 году регистрацию получили два новых препарата – КАТРЕКС, КС (400 г/л тирама) и КАПЕРАНГ, КС (500 г/л каптана). Оба фунгицида отлично вписываются в антирезистентную программу защиты садов, так как их действующие вещества относятся к разным химическим классам фталимидов и дитиокарбаматов, обладая разными механизмами действия.
Однако вернёмся к системе защиты. В самый критический период ранневесеннего поражения паршой, когда происходит очень быстрый рост тканей, возможны осадки, активно идёт разнос сразу двух видов спор: аскоспор и конидиоспор, – интервалы между обработками против парши максимально сближаются. Чтобы гриб не выработал устойчивости, в это время необходимо использовать баковые смеси.
«На сегодняшний день дифеноконазол, который входит в состав препарата МЕДЕЯ, МЭ, является очень эффективным действующим веществом против парши и одним из базовых элементов построения системы защиты плодового сада», – констатирует Галина Быстрая.
Также для проведения защитных обработок и соблюдения ротации в течение вегетационного периода рекомендуем применять контактные фунгициды ГРЕННИ, КС (350 г/л дитианона) и ШИРМА, КС (500 г/л флуазинама).
Отдельно хотелось бы отметить, что компания «Щёлково Агрохим» очень скоро ожидает регистрацию уникального для российского рынка фунгицида РИВЬЕРА, МЭ* (80 г/л пираклостробина + 80 г/л тебуконазола + 40 г/л дифеноконазола). Это продукт с совершенно новым сочетанием действующих веществ будет производиться в такой препаративной форме, как НАНОформуляция, эффективнейшем «ноу-хау» компании. Как результат, новинка обеспечивает беспрецендентный контроль широчайшего спектра грибов из разных классов, включая возбудителя парши. Важно и то, что РИВЬЕРА, МЭ* оказывает выраженное действие на все стадии развития патогена: данный препарат обладает профилактическим, искореняющим, лечебным и антиспорулянтным действием.
Проверено в «Бетагран Кубань»
К сожалению, не бывает универсальной системы защиты сада. В зависимости от погодных и фитосанитарных условий сезона необходимо правильно комбинировать препараты. Кроме того, нужно встраивать новые продукты в существующие схемы, чтобы повышать эффективность защитных мероприятий и минимизировать риски развития резистентности.
К тому же одним из главных преимуществ компании «Щёлково Агрохим» является наличие собственного суперинтенсивного сада «Бетагран Кубань» в Краснодарском крае. Здесь специалисты компании испытывают все свои новые препараты, оттачивая эффективные системы защиты яблони. Кстати, применение БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ, о котором мы рассказывали выше, тоже проводится на базе своего сада в «Бетагран Кубань».
Ни один российский производитель СЗР не имеет сегодня в своей структуре подобного опытно-производственного полигона. Это является принципиально важным преимуществом «Щёлково Агрохим» – компании, которая не понаслышке знает, что нужно садоводам, так как сама занимается интенсивным производством плодов, и все препараты проверяет на собственной практике.

Одним из преимуществ «Щёлково Агрохим» является наличие собственного суперинтенсивного сада «Бетагран Кубань». Здесь испытывают новые препараты и оттачивают различные системы защиты
Табл. 1 – Поражение листьев и плодов иммунных сортов паршой, 2024 г.
| Сорт | P, % листья | P, % плоды |
| Моди | 25–37 | 8–20 |
| Флорина | 8–13 | 2–5 |
| Вильямс Прайд | 0,5–2 | 0 |
| Инаред Стори | 12–15 | 3–7 |
Яна ВЛАСОВА
В Республике Башкортостан расширяются площади под озимым рапсом. Успешно пройти зимовку культуре помогают ретарданты, фунгициды и микроудобрения «Щёлково Агрохим». Технологию возделывания совместно с хозяйствами республики отрабатывает Уфимское представительство компании.

Озимый рапс в Бураевском районе Республики Башкирия, май 2025 года

Урожай маслосемян озимого рапса на складе, август 2025 года
По словам замглавы Уфимского представительства, д. с.-х. н. Радика Гайфуллина, в 2024 году площадь сева озимого рапса в республике составила 600 га, из них под контролем консультантов «Щёлково Агрохим» - около 300 га. Высевали его в двух районах – Янаульском и Калтасинском. В итоге хозяйства собрали культуру с урожайностью около 20 ц/га. «Для первого года результат неплохой, мы провели всего две обработки в этом сезоне на озимом рапсе. Использовали только гербициды и микроудобрения – УЛЬТРАМАГ БОР и УЛЬТРАМАГ СУПЕР СЕРА-900. Уборку вели в конце июля-начале августа, уборочная влажность маслосемян – 6,9% – позволила избежать этапа сушки, что положительно сказалось на себестоимости. Хозяйствам удалось реализовать ранний урожай по достойной цене», - рассказал Радик Гайфуллин.
Озимый рапс, по его словам, выгоден аграриям по ряду причин: более комфортные условия уборки, низкая влажность маслосемян, первые деньги с продажи раннего урожая, равномерная загрузка уборочной техники в сезон. Кроме того, более ранние в сравнении с яровым рапсом сроки вегетации растений позволяют избежать множественных инсектицидных обработок, так как периоды уязвимости культуры и массового размножения злостных вредителей рапса не совпадают.
В этом сезоне площадь под озимым рапсом в республике выросла в четыре раза, расширилась география, и увеличилось число предприятий-участников производственного эксперимента. Самые большие площади засеяли в ООО «Победа» Янаульского района – 1200 га.
«В этом году мы экспериментировали со сроками сева и нормами высева. Использовали разные сорта и гибриды, в том числе новинки селекции ВНИИМК им. В. С. Пустовойта – сорта Лорис и Элвис. Некоторые предприятия, например ООО «КХ «Зекура» Туймазинского района, нацелились на получение максимального урожая культуры. Поэтому здесь мы применим интенсивную технологию с внесением необходимого количества удобрений, проведением всех необходимых защитных мероприятий. Потенциал озимого рапса в наших условиях – около 40 ц/га. Мы намерены его достичь», - отметил Радик Гайфуллин.
Добавим, что возделывание озимого рапса в условиях Башкирии стало возможным благодаря применению ретардантов, фунгицидов и микроудобрений. Так, при подготовке растений к зимовке в фазу четыре листа посевы в ООО «КХ «Зекура» обработали УЛЬТРАМАГ БОР и УЛЬТРАМАГ МОЛИБДЕН, 1 л/га. В фазу 5-6 листьев применили ретардант КОСТАНДО, КЭ, 0,3 л/га + фунгицид ДЕЙЗИ, СЭ, 0,8 л/га + УЛЬТРАМАГ БОР, 1 л/га и УЛЬТРАМАГ МОЛИБДЕН, 0,5 л/га.
«При осмотре посевов 31 октября сделали вывод, что растения готовы к зимовке – длина корней, диаметр корневой шейки (1,5 см) соответствуют нужным параметрам. Ретардант не дал растениям пойти в рост. ДЕЙЗИ, СЭ защитил листовую поверхность от патогенов, альтернариоза, мучнистой росы, фомоза, склеротиниоза. Молибден и бор помогли сформировать крепкую корневую систему и повысить зимостойкость растений. Надеемся, что зимовка рапса пройдёт отлично», - делает вывод Радик Гайфуллин. Подробнее о технологии защиты озимого рапса в башкирских хозяйствах расскажем в журнале «Бетарен Агро».

Озимый рапс сорта Северянин на полях ООО «КХ «Зекура», 31 октября 2025 года

Толщина корневой шейки перед зимовкой
Никаких признаков болезней благодаря действию фунгицида ДЕЙЗИ, СЭ
Растение вошло в зимовку в оптимальной фазе 6-8 листьев, ноябрь 2024 года
