20.05.2017: Не так страшна "розовая парша" на колосе, как её малюют...Статья Гагкаевой Т.Ю., опубликованная в журнале ЗиКР, № 5, 2017
Вегетационный период 2016 года в Краснодарском крае выдался необычно влажным, количество осадков, выпавших в течение мая, в некоторых районах превышало 200 мм. В результате, на генеративных органах озимой пшеницы в период колошения массово наблюдался розовый налёт и обесцвечивание колосковых чешуек, напоминающие фузариоз колоса, вызываемый грибом Fusarium graminearum Schwabe. (см. фото).
Однако дальнейший микологический анализ пораженных колосьев показал, что розовый налёт в подавляющем большинстве случаев представляет собой спороношение грибов рода Microdochium Syd. & P. Syd.
Наиболее часто из грибов этого рода упоминается вид Microdochium nivale (Fr.) Samuels & I.C. Hallett. Со времён его первого описания в 1849 году как Lanosa nivalis Fr. систематическое положение таксона менялось несколько раз. В 1886 году на основе сходства спороношения с грибами рода Fusarium Link, гриб был переименован в F. nivale Ces. ex Berl. & Voglino. В 1983 году номенклатурный статус этого таксона вновь изменился - вид стали называть Microdochium nivale на основании объективной близости (типу образования конидий, морфологии полового спороношения) с другими представителями рода Microdochium [1]. На фото - конидии грибов M. nivale (слева) и F. graminearum (справа), вызывающих паршу колоса.
![]() |
![]() |
Существует ошибочное мнение, что гриб M. nivale (устар. F. nivale) образует микотоксин ниваленол (НИВ). Эта заблуждение возникло из-за неточной первоначальной видовой идентификации гриба-продуцента этого микотоксина. Впервые ниваленол был выделен в 1968 году, как метаболит изолята, по морфологическим признакам определенного как F. nivale [2]. По видовому названию гриба было присвоено название этому микотоксину, относящемуся, как и дезоксиниваленол (ДОН), к группе трихотеценовых микотоксинов. Позже этот изолят был заново исследован с помощью молекулярных методов и переопределен как новый вид - F. kyushuense O"Donnell & T. Aoki [3]. Сегодня уже точно известно, что представители рода Microdochium не образуют вторичные метаболиты, токсичные для теплокровных организмов [4].
Изначально вид F. nivale, а впоследствии M. nivale, по морфологическим особенностям был разделён на две разновидности var. nivale и var. majus [1, 5]. Разновидность majus образует более широкие в диаметре конидии, в основном с 3-мя перегородками, тогда как разновидность nivale формирует конидии с 1-3 перегородками [5, 6]. Дальнейшие исследования, в том числе результаты секвенирования фрагментов генома, привели к приданию этим разновидностям статуса отдельных видов M. nivale и M. majus (Wollenw.) Glynn & S.G. Edwards [7]. На фото - кКолонии M. nivale (слева) и M. majus (справа) на питательной среде (КСА, 10 суток)
![]() |
![]() |
Традиционно в российской научной литературе гриб F. nivale (реже M. nivale) упоминают как единственного возбудителя «фузариозной снежной плесени». В то же время по данным европейских исследователей, оба вида M. nivale и M. majus широко распространены на яровых и озимых, культурных и дикорастущих злаковых культурах, и могут встречаться в тканях растений как в отдельности, так и совместно [7, 10, 11]. Результаты, полученные датскими исследователями в последние годы, показали, что содержание M. majus превалировало во всех видах зерновых культур, кроме ржи, в зерне которой чаще встречался М. nivale [10]. В экспериментах латвийских коллег, ДНК M. nivale и M. majus в зерне различных яровых культур выявлены в равных количествах, только в нескольких образцах количество ДНК M. nivale было существенно больше [11].
И, несмотря на то, что M. nivale и M. majus не загрязняют зерно микотоксинами, эти грибы обладают высокой вредоносностью. Согласно данным английских исследователей изоляты M. nivale более агрессивны, чем M. majus, по отношению к проросткам пшеницы, что проявляется в более значительном снижении длины самих проростков и их корней [13]. В то же время, изоляты M. majus были более агрессивны к листьям пшеницы, чем M. nivale. Показано, что устойчивость пшеницы к гнили проростков и инфекции колоса, вызванными разными видами Microdochium, контролируется различными генами и является видоспецифичной.
Грибы сохраняются в зимующих злаковых культурных и дикорастущих растениях, в растительных остатках в виде мицелия и половой стадии Monographella Petr., наличие которой в жизненном цикле грибов способствует их выживанию в неблагоприятных условиях и массовому заражению растений в весенне-летний период.
Мы определили с помощью реал-тайм ПЦР с видоспецифичными праймерами [10] содержание ДНК M. nivale и M. majus в тканях озимой пшеницы трёх сортов, отобранных на полях Краснодарского края летом 2016 года в фазу начала восковой спелости. Анализ количества ДНК этих грибов показал присутствие обоих видов Microdochium в разных частях растений (колос, подколосковый стебель, флаг-лист и стебель). Наименьшее количество ДНК M. nivale обнаружено в тканях подколоскового стержня - 0,46 пг/нг общей ДНК, тогда как количество ДНК этого вида гриба в колосе, флаг-листе и стебле было сходным и составило в среднем 1,6, 3,2 и 3,3 пг/нг общей ДНК, соответственно. ДНК M. majus выявлено в тканях стебля, подколоскового стержня и колоса в среднем от 1,7 до 2,3 пг/нг общей ДНК. Наибольшее количество ДНК этого вида гриба обнаружено в тканях флаг-листа - 7,4 пг/нг общей ДНК, что указывает на приуроченность вида M. majus к инфицированию листьев пшеницы.
В другом исследовании нами установлено присутствие обоих видов Microdochium в зерне 18 сортов озимой пшеницы, выращенных в Краснодарском крае. Количество ДНК M. nivale варьировало в пределах от 0,3×10-2 до 3,6×10-2 пг/нг общей ДНК, для M. majus диапазон варьирования этого показателя был шире - от 2,1×10-3 до 8,4×10-3 пг/нг общей ДНК. Таким образом, в среднем по содержанию биомассы гриба в зерне озимой пшеницы преобладал M. nivale.
Поведен анализ 20 см проростков пшеницы сорта Лебедь, выращенных в стерильной почве при постоянном освещении и 24 ºС из семян, зараженность которых грибами Microdochium была определена микробиологическим методом и составляла от 1 до 26 %. Установлено присутствие M. majus как в стеблях проростков (количество ДНК составило 0,77×10-4 до 29,5×10-4 пг/нг общей ДНК), так и в листьях (от 0,16×10-4 до 1,56×10-4 пг/нг общей ДНК). ДНК гриба M. nivale в этом варианте в тканях проростков не выявлено. При посеве этих же семян после поверхностной стерилизации, количество ДНК M. majus в стеблях и листьях полученных проростков снижалось в 5,8 и 4,3 раза, соответственно. Вид M. nivale выявлен в стеблях проростках (1,94×10-4 - 6,30×10-4 пг/нг общей ДНК) только в зерне одного образца, имевшего наибольшую зараженность грибами Microdochium.
Несмотря на присутствие грибов Microdochium в тканях, на проростках пшеницы не отмечены видимые симптомы заболевания. Это предполагает возможность эндофитного существования этих видов грибов.
Стимулируют рост грибов, приводя к гибели растений, относительно низкие температуры (0-8 ºС) и высокая влажность воздуха [14, 15]. Всхожесть семян озимой пшеницы зависит не только от их зараженности грибами, но и от условий, в которых они прорастают. Показано, что семена с зараженностью 19 % при 6 °С образовывали меньше проростков, чем семена с зараженностью 44 % при 8, 10 и 12 °С [16]. Т.е. семена, зараженные грибами Microdochium, имеют пониженную всхожесть и образуют ослабленные проростки.
Условия затяжной прохладной весны способствуют увеличению вредоносности грибов Microdochium. В весенний период после таяния снега симптомы заболевания «снежная плесень» появляются на полях озимых злаковых растений обычно в виде пятен из ослабленных водянистых растений, покрытых серо-белым или розовым мицелием грибов. Максимальной вредоносности это заболевание достигает после снежной зимы и последующего длительного периода весеннего таяния снега.
![]() |
Безусловно, что симптомы заболеваний растений, вызываемые разными видами грибов/бактерий, могут быть сходными. Знание этиологии заболевания - необходимая составляющая успеха для снижения его развития и вредоносности. Например, «снежную плесень» могут вызывать не только виды Microdochium, но и другие грибы, в том числе Typhula (Pers.) Fr., Sclerotinia Fuckel и Pythium Nees. Их всех объединяет способность развиваться при низких температурах и повышенной влажности. Именно поэтому заболевание, вызывающее ранней весной очаговые выпадения ослабленных и погибших растений, не следует называть «фузариозная снежная плесень».
В процессе вегетации растений виды Microdochium могут вызывать гнили основания стебля и соломины [12], которые также сложно отличить от фузариозных гнилей, поскольку зачастую они встречаются совместно.
![]() |
Другим заболеванием, вызываемым грибами Microdochium, является «фузариозный ожог листьев», который проявляется на верхних листьях пшеницы в виде больших водянистых пятен. Впоследствии формируются некрозы, занимающие значительную площадь листовой пластины [9]. В соответствии с вышесказанным, «фузариозный ожог листьев», не является «фузариозным».
Кроме того, грибы Microdochium, наряду с Fusarium, заражают колос и зерно, при
![]() |
благоприятных условиях формируют на колосковых чешуйках розовый налёт. Поэтому, в связи с распространением грибов Microdochium и Fusarium на зерновых культурах и внешним сходством вызываемых ими симптомов, следует заболевание описывать не как «фузариоз колоса», а как «парша колоса».
Установлено, что инфицированность урожая зерна в значительной степени зависит от осадков в период цветения и не зависит от зараженности исходных семян [16]. Усиление парши колоса, вызванной грибами Microdochium, происходит при 20 °С и выпадении осадков в течение более 20 часов во время колошения [14].
Показано, что протравители семян, содержащие в качестве действующих веществ азоксистробин и флудиоксонил, являются эффективными для снижения гнили проростков, вызванной грибами Microdochium [17, 18, 12]. Однако стробилурины не подходят для защиты колоса, поскольку стимулируют образование грибами Fusarium микотоксина ДОН.!!! Также возникло предположение, что увеличение содержания ДОН в зерне пшеницы в результате обработки колосьев азоксистробином может быть связано со снижением зараженности зерна грибами Microdochium, конкурирующим за субстрат с грибами Fusarium (19, 20), поскольку были выявлены конкурентные взаимоотношения между представителями грибов Microdochium и Fusarium, одновременно присутствующие в растительной ткани [21]. Фунгициды, содержащие в своем составе тебуконазол, показывали бóльшую эффективность в подавлении грибов Fusarium, чем грибов Microdochium [19]. Существует мнение, что фунгициды обладают различной эффективностью против M. nivale и M. majus [11].
Чувствительность к стробилуринам грибов M. nivale/M. majus, выделенных из зерна пшеницы и ячменя урожаев 1957-2007 гг., анализировали в Дании, и появление первых резистентных изолятов были выявлено в 2003 году [10]. Во Франции устойчивые к стробирулинам и бензимидазолу изоляты, большинство из которых относились к виду M. majus, впервые были выявлены в 2007 году [22].
Заболевания зерновых культурах (снежная плесень, гниль проростков и стеблей, ожог листьев и парша), вызываемые грибами Microdochium на территории России требуют не только точной видовой идентификации возбудителей, но и разработки прогноза развития заболевания, в зависимости от складывающихся условий. Необходимы дальнейшие исследования, касающиеся биологии видов грибов Microdochium, их специализации, возможного взаимовлияния с другими представителями микобиоты зерновых культур. Определение избирательности действия фунгицидов, и возможного появления резистентности у грибов Microdochium также входят в круг первоочередных задач исследователей и специалистов фирм по производству химических средств защиты растений.
(Статья приведена без сокращений)
Гагкаева Т.Ю. ведущий научный сотрудник ВИЗР
Гаврилова О.П. научный сотрудник
Орина А.С. научный сотрудник
E-mail: t.gagkaeva@yahoo.com
****
Как подтверждение слов, выделенных в статье жёлтым маркером, приводим здесь результаты лабораторных исследований, проведенных в биолаборатории "Щелково Агрохим", по определению эффективности фунгицидов относительно грибов р. Fusarium: Fusarium spp., F. culmorum, F. verticilloides, F. sporotrichoides.
Обратите внимание на график: самым эффективным фунгицидом против накопления трихотеценового микотоксина Т-2 оказался Титул Дуо, содержащий тебуконазол в количестве 200 г/л, немного уступает ему в этом фунгицид Триада, ККР, содержащий тебуконазола 140 г/л.
Обратите внимание на чашки Петри: Титул Дуо и Триада максимально подавляют рост грибов р. Fusarium
20.05.2017 0
10–12 сентября в Оренбурге проходил масштабный агрофорум, собравший агроснабженческие компании, а также представителей власти, руководителей сельхозпредприятий и специалистов АПК. Одной из тем, обозначенных в деловой программе форума, стали отечественные решения в сфере средств защиты растений.
Алексей Попов на семинаре, посвящённом возможностям отечественных СЗР
Секция «Средства защиты растений, минеральные удобрения: отечественные решения» состоялась 11 сентября. Одним из модераторов встречи выступил глава Оренбургского представительства компании «Щёлково Агрохим» Алексей Попов. Обсуждение, темами которого стали преимущества российских СЗР перед зарубежными, актуальные вопросы минерального питания и производство семян организовало Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В своём выступлении Алексей Попов рассказал собравшимся, в числе которых были руководители и специалисты крупнейших сельхозпредприятий области, о возможностях компании «Щёлково Агрохим» – о растущих объёмах производства пестицидов и о новинках ассортимента.
Особое внимание в контексте продолжающегося в области сева озимой пшеницы Алексей Попов уделил инновационным протравителям. Он остановился на преимуществах смесевого топового протравителя ПОЛАРИС КВАТРО, СМЭ. Это препарат экстра-класса, сочетающий четыре д. в. – прохлораз, тебуконазол, пираклостробин и ацетамиприд – из разных химических классов. Он эффективно защищает проростки и всходы от грибных болезней, в том числе снежной плесени при перезимовке, а также от наземных и почвообитающих вредителей.
Также отметил Алексей Попов достоинства фунгицида АЗОРРО, КС для ранневесенней защиты всходов озимой пшеницы от патогенов. В составе фунгицида – карбендазим, который борется с корневыми гнилями и азоксистробин, который действует против листовых болезней даже при пониженных температурах воздуха.
Оренбургская область – один из лидеров в стране по посевным площадям подсолнечника. В 2025 году культура заняла здесь более 1,3 млн га. Поэтому Алексей Попов рассказал и о новинках СЗР, предназначенных для подсолнечника. В первую очередь речь шла о новом фунгициде ДЕЙЗИ, СЭ. Применительно к подсолнечнику фунгицид может бороться с актуальными для Оренбургской области болезнями – альтернариозом, фомозом и ржавчиной, развитие которых в текущем сезоне наблюдалось повсеместно. Обработку культуры рекомендовано проводить в фазу звёздочки, это позволит защитить посевы от патогенов вплоть до уборки. Пролонгирующий защитный эффект фунгицида обеспечивается за счёт пираклостробина. Ещё одно преимущество препарата – его широкий – 10 культур – спектр регистрации, что делает его незаменимым инструментов фунгицидной защиты в арсенале полеводов.
Также спикер уточнил, что в ассортименте «Щёлково Агрохим» сегодня есть препараты для сортов и гибридов культур, возделываемых по основным технологиям – ИМИ и ИМИ+ (ГЕРМЕС, МД и ГЕРМЕС ФОРТЕ, МД), СуМо (САНФЛО, ВДГ) и классической (БРАВУРА, КС). Участники дискуссии получили возможность увидеть фото с опытных участков, обработанных этими препаратами в оренбургских хозяйствах, и убедиться в эффективности гербицидов против сорной растительности. Говоря о работе гербицида ГЕРМЕС, МД, Алексей Попов привёл результат его полевых испытаний в посевах гибрида подсолнечника Кречет. Оригинатор гибрида – компания «Актив Агро» (входит в структуру «Щёлково Агрохим»). Кречет является одним из самых востребованных российских гибридов по технологии ИМИ и лауреатом премии «Селекционный прорыв» на форуме селекционеров и семеноводов в Казани в 2025 году.
Красногвардейский район Оренбургской области, сортовой подсолнечник, обработка БРАВУРА, КС, 2,3 л/га, 25.06.2025 г.
Кроме того, Алексей Попов отметил появление в линейке инсектицидов «Щёлково Агрохим» ПОРФИР, КС. Действующее вещество препарата – хлорантранилипрол, который эффективен против жёсткокрылых и чешуекрылых вредителей, в частности хлопковой совки, лугового мотылька и капустной моли, но имеет 3-й класс опасности для пчёл. Также ожидается расширение регистрации на подсолнечник против чешуекрылых вредителей инсектицида ЮНОНА, МЭ. Предполагается, что препарат будет зарегистрирован на подсолнечнике, кукурузе и томате до конца 2025 года.
В завершение выступления спикер сказал несколько слов о микроудобрениях и микробиологических препаратах в линейке «Щёлково Агрохим». В том числе о единственном в России NPK-удобрении на микробиологической основе АЗАФОК, на которое уже получен патент. Лучшее доказательство достоинств российских препаратов – их полевая эффективность. А также многочисленные награды, присуждённые в разные годы мировым сообществом нашим разработкам. Так, премию Agrow Awards получали ГЕРМЕС, МД, МИСТЕРИЯ, МЭ, ПОЛАРИС, МЭ, ПРОТЕГО МАКС, МЭ и другие. В 2023 году награды за «зелёные» технологии в конкурсе промышленных инноваций БРИКС 2023 удостоен микробиологический препарат БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ.
Вопросы по новинкам ассортимента СЗР, микроудобрений, биостимуляторов посетители форума «Меновой двор» могли задать консультантам на стенде «Щёлково Агрохим». Также здесь были представлены полные каталоги продукции российского производителя, включая ассортимент семян сортов и гибридов отечественной, в том числе собственной, селекции.
В агрофоруме «Меновой Двор» приняли участие 130 предприятий из 15 регионов России, а также гости из Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Камеруна и Китая. Выставку открыл врио губернатора Евгений Солнцев. На уличной площадке была организована масштабная экспозиция сельхозтехники.
Всего на агрофоруме представили восемь площадок, в том числе по темам растениеводства и агрохимии, животноводства и ветеринарии, цифровизации АПК. На агрофоруме можно было найти всё – от семян сельхозкультур до готовой продукции пищевой промышленности.