За последние годы Крым сделал огромный рывок в аграрном секторе. Стали активно развиваться традиционные направления и культуры. Мы взяли интервью у директора ФГБУН «НИИСХ Крыма», д. с.-х. н. Владимира Паштецкого.
За последние годы Крым сделал огромный рывок в аграрном секторе. Стали активно развиваться традиционные направления и культуры: появились новые засухоустойчивые, не требующие полива.
О жизни аграрного Крыма и о том, какой вклад в развитие сельского хозяйства республики вносит Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма, рассказал Владимир Паштецкий, директор ФГБУН «НИИСХ Крыма», д. с.-х. н.
– Владимир Степанович, вы руководите учреждением, которое за последние годы превратилось в крупный научно-производственный центр. Что стало базой? Как удалось наладить работу после всем известных перипетий, связанных с отделением от Украины и присоединением к России?
– Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма был создан в 2015 году в результате слияния нескольких аграрных вузов и объединений. Базой стал Институт сельского хозяйства Крыма НААН Украины. Также сюда вошли южная опытная станция Института сельскохозяйственной микробиологии и агропромышленного производства, Научно-исследовательский институт эфиромасличных культур, институт агропромышленного производства, животноводства, садоводства. Сейчас в нашем институте, который превратился в большой научно-производственный центр, около 7 тысяч гектаров земли. Мы на 70% обеспечиваем крымских аграриев семенами зерновых и зернобобовых, на 100% можем обеспечить семенами лекарственных трав, эфиромасличных, масличных культур. Конечно, конкуренция есть, нам нелегко бороться, потому что мы – государственное предприятие и не можем получить, как это делают сельскохозяйственные предприятия, компенсации, оформить лизинг. Но есть надежда, что нас поставят в один ряд, в одни условия с аграрными производственниками. Это очень важный момент. Нужно понимать, что, к примеру, роза, иссоп – многолетние растения, которые растут 18-25 лет, они не значатся в списке сельхозкультур, и, соответственно, на их возделывание не распространяются компенсации и субсидии.
– Какие культуры, какие направления в аграрном Крыме можно назвать сейчас приоритетными?
– Я считаю, что для Крыма и для юга России в ближайшие годы сыграет очень большую роль эфиромасличная отрасль. За ней – будущее. Ведь в Крыму имеются уникальные природно-климатические условия и исторический опыт для возделывания эфиромасличных культур. К 2025 году планируется довести до 500-600 гектаров площадь розы эфиромасличной, до 4000 гектаров – лаванды узколистной. Минсельхозом Крыма активно ведётся работа с Министерством сельского хозяйства России по включению эфиромасличных культур в перечень сельскохозяйственной продукции, что позволит предоставлять финансовую поддержку производителям эфиромасличного сырья за счёт средств федерального бюджета.
Необходимо поставить эфиромасличную отрасль в равные условия с зерновыми культурами. Без этого развития не будет. К примеру, ты сегодня виноградник высаживаешь – тебе дают 50% за саженцы, три года оплачивают твои 80% расходов. А лаванда растёт 25 лет, никакой государственной поддержки при её выращивании нет.
– Какие задачи приходится решать НИИСХ Крыма?
– На самом деле задач очень много, и этим занимаются отдельные подразделения. Но здесь хочу выделить одну из главнейших для Крыма, жизненно важную задачу – это водообеспечение. Скажу так, проблемы с пресной водой были и до перекрытия Северо-Крымского канала. И тогда были 120-130 населённых пунктов, куда завозилась пресная вода, и сегодня они есть. Но, конечно же, с перекрытием канала вопросы нехватки воды встали ещё острее. Раньше в Крыму поливалось 130-150 тысяч гектаров земли, на гектар уходило по 3-5 тысяч кубометров воды. Это давало испарения, экологическая система получала больше влаги. Я уже не говорю о проблемах с чистой питьевой водой. В предыдущие несколько лет Крыму везло с осадками – выпадало до 600 мм, а в последние два года – совсем мало. Если так дальше будет, что делать? Потому нужно думать об обеспечении сельхозпроизводства водой, и в Крыму есть варианты увеличения поливных площадей. Во-первых, альтернативные источники. Я не раз бывал в Китае, Израиле и знаю, что ни одна капля воды, которая у них упала с небес, не стекает в море: вся вода используется. Нам далековато до этого, но тем не менее направление должно активно развиваться. Поэтому сегодня нужно делать акцент на эффективном использовании сточных, дренажных, канализационных, речных вод. Конечно, эти источники нужно использовать разумно, чтобы не происходило нарушение экологической системы. Также необходимо изменить подход к использованию пресной воды, надо реформировать вообще саму структуру ответственности за водопотребление и водопользование. В Крыму должен быть комплексный подход к проблеме. А пока у нас так: одно ведомство планирует расход воды, второе – сколько воды пришло, третье – даёт разрешение бурить скважины. И в конечном итоге, чтобы узнать результат, надо запросить информацию у 3-4 ведомств. Должна быть единая система. Чтобы Крым стал жемчужиной России, люди должны знать про него всё и понимать, что они едут отдыхать и дышать свежим воздухом, купаться в чистой воде, есть фрукты и овощи, выращенные без применения излишних агрохимикатов. Туристы, заезжая в Крым, должны иметь информацию не только о температуре воды, но и об экологическом состоянии Присивашской зоны, юга Крыма, востока. Лишь только тогда Крым сможет заработать на системе оздоровления, когда люди будут доверять этой территории. К сожалению, пока такого мониторинга нет. Считаю, надо вернуться к агрохимическим паспортам почв (прим. ред.: документ, содержащий фиксированный набор данных о почве, необходимых для её рационального использования и охраны), где бы ограничивалась химическая нагрузка. Да, без химобработок – никуда, пестицидная нагрузка должна быть, но не по 15-30 кг на гектар! В наших лабораториях разрабатываются прекрасные биопрепараты, которые надёжно защищают растение от патогенов. Крым должен напоить и накормить людей вкусными и чистыми продуктами. А для этого есть институт сельского хозяйства. Мы можем подсказать и показать, как это сделать.
– Владимир Степанович, известно, что НИИСХ Крыма сотрудничает со многими научно-образовательными центрами страны. Расскажите об этом.
– В 2014 году, когда Крым присоединился к России, аграрии республики оказались в затруднительном положении, и в частности наш институт. Весна, сев, бюджета нет, заказов нет, а ведь растения ждать не будут. Я безмерно благодарен, что к нашим проблемам с большим пониманием отнеслись крупные научные центры Краснодара, Ставрополья, Ростова-на-Дону. Люди просто приезжали и давали нам семена, пестициды, технику. И уже потом решались вопросы с оплатами, отсрочками и рассрочками. Очень выручили нас тогда академик Салис Каракотов и препараты «Щёлково Агрохим». Мы встретились с Салисом Добаевичем в Москве, я объяснил ситуацию, сказал, что на крымских полях ничего без защиты не вырастет: вот есть 540 тысяч гектаров озимых, и если сегодня мы не проведём 1-2 гербицидные обработки, не защитим зерновые культуры, то будет крах всего. И тогда он прислал свою команду: полностью собрали все заявки, выдали препараты… Если в целом говорить о научном сообществе, то за эти годы мы наладили тёплые отношения с Уральским аграрным университетом. И сейчас в НИИСХ Крыма студентов с Урала приходит больше, чем из учебных вузов Крыма. Приезжают целые группы, живут, исследуют, стажируются. В прошлом году три компании, в том числе из Башкирии, приезжали на стажировку по линии микробиологии. У нас проходят переподготовку директора школ. Сотрудничество с научными и образовательными учреждениями взаимное. Давние и крепкие отношения у нас с нашими соседями – Кубанским аграрным университетом, в частности с академиками Романенко, Лукомцом, Алабышевым. Особая благодарность Почвенному институту им. В. В. Докучаева, который с нами все эти переломные времена – с 2014 года. Будучи директором Центрального музея почвоведения, Елена Сухачева прислала в Крым своих специалистов, организовала экспедиции с тем, чтобы наблюдать за состоянием почв, которые остались без воды. Кстати, эти исследования даже вошли в национальный доклад президенту страны о состоянии почвенных покровов Крыма. Налажено взаимное сотрудничество с Всероссийским научно-исследовательским институтом агрохимии имени Д. Н. Прянишникова, с научным агроинженерным центром ВИМ. Идёт целенаправленная и комплексная работа с научными центрами.
Беседовала Марьяна Мищенко
Betaren Agro № 9, 2020
Генеральный директор компании «Щёлково Агрохим» Салис Каракотов на отраслевой встрече с участием студентов и представителей аграрного сообщества обозначил ключевые вызовы, с которыми сегодня сталкивается российское сельское хозяйство. В центре его выступления – острая нехватка кадров, особенно в науке, селекции и защите растений.
По словам руководителя компании, за последние десятилетия кардинально изменилась структура профессионального пути выпускников аграрных вузов. Если до 1990 года до 70% молодых специалистов шли работать в сельхозпроизводство, а около 20% – в профильные научно-исследовательские институты, то сегодня эта пропорция, по его данным, сместилась в сторону непрофильных сфер.
«Сейчас лишь около 2% выпускников идут в аспирантуру. В результате мы сталкиваемся с дефицитом преподавателей и исследователей. В научных институтах формируется «возрастной перекос»: средний возраст селекционеров и научных сотрудников достигает 60–70 лет», – отметил Салис Каракотов.
Особую тревогу, по его словам, вызывает ситуация с подготовкой специалистов по защите растений. Во многих аграрных вузах профильные направления были сокращены или объединены с общими курсами, что, по мнению руководителя «Щёлково Агрохим», не покрывает реальные потребности отрасли.
«Защита растений – это вершина агрономии. Нам катастрофически не хватает специалистов, которые умеют работать с полевыми культурами, садами и овощами на современном научном уровне», – подчеркнул он.
Ставка на селекцию и генетику
Отдельный блок выступления был посвящён развитию селекции. Каракотов назвал приоритетными направлениями генетику и селекцию самоопыляемых культур – пшеницы, сои и гороха, а также гибридных культур, которые сегодня формируют основную доходность агросектора: сахарной свёклы, кукурузы, подсолнечника и рапса.
В этой работе ключевую роль играет селекционный центр «Бетагран Семена», где уже трудятся около 100 специалистов. На его базе, при участии Орловского аграрного университета, формируется новый формат научно-исследовательского института, ориентированного на подготовку селекционеров и внедрение современных технологий – от молекулярных маркеров до геномной селекции.
«Мы должны учить работать не просто с сортами, а с геномом культуры, чтобы быстрее отбирать перспективные образцы и создавать гибриды нового поколения», – заявил Каракотов.
Как удержать молодых в отрасли
В качестве одного из инструментов привлечения и удержания молодых специалистов «Щёлково Агрохим» развивает образовательный проект «Бетарен Академия». В нём участвуют 28 аграрных вузов из разных регионов страны. Программа включает в себя конкурсы студенческих научных работ, совместные исследования и систему поощрений.
Победители получают единовременные премии и ежемесячные стипендии, а также возможность продолжить обучение и трудоустроиться в компании.
Сегодня в «Щёлково Агрохим» работают около 1,5 тысячи человек, почти 500 из них – в регионах, где они занимаются аграрным консультированием. Компания развивает селекционные центры в Краснодарском крае (подсолнечник), Орловской области (зерновые и бобовые культуры) и Воронежской области (сахарная свёкла).
Завершая выступление, Салис Каракотов обратился к студентам с призывом осознанно выбирать научно-технологические направления в агросфере.
«Мы очень ждём вашего прихода. От того, кто сегодня пойдет в селекцию, генетику и защиту растений, зависит продовольственное будущее страны», – подчеркнул он.

