Спрос на масличное сырье в Российской Федерации и на мировом рынке стремительно возрастает, что обуславливает увеличение объемов производства масличных культур, и прежде всего рапса. Для России, с ее почвенно-климатическими условиями, рапс является одной из перспективных масличных культур, которую можно возделывать практически во всех регионах страны.
Площади под посевы рапса в РФ постоянно растут. Основная посевная площадь рапса приходится на яровые сорта. По данным МСХ РФ, в 2010 г. из почти 856 тыс. га, занятых рапсом, посевная площадь яровой культуры составила 638,29 тыс. га, а озимой - 217,67 тыс. га. В 2011-13 гг. посевные площади рапса озимого и ярового значительно выросли. Общая площадь посевов достигла 919 тыс. га, причем под яровым рапсом посевные площади составили 743,2 тыс. га, а под озимым - 176,1 тыс. га. По прогнозам в 2014 году площадь под рапс будет занимать примерно 1,3 млн. га. Важным фактором повышения производительности ярового рапса является соблюдение всех элементов технологии выращивания, от которых в полной мере зависит рост, развитие и формирование урожайности.
Уход за посевами рапса включает комплекс мероприятий, направленных на сохранение всходов, уничтожение сорняков, защиту растений от вредителей и болезней, создание благоприятных условий для их роста и развития. Вредные организмы приводят к потерям 30-60 % урожая или даже к полной гибели посевов.
В первые фазы роста и развития рапса наибольший вред ему наносят сорняки. Самыми распространенными из них являются мокрец средний, лебеда белая, горчак березкоподобный, подмаренник цепкий, ромашка непахучая, осоты и прочие. Подавление сорняков растениями рапса происходит только во второй половине вегетации, так как в это время они формируют большую надземную массу и могут конкурировать с сорняками, поэтому обработка гербицидами на ранних стадиях развития является особенно важным элементом технологии возделывания данной культуры.
Ассортимент гербицидов, зарегистрированных на рапсе в РФ достаточно большой и аграриям непросто сделать выбор в пользу того или иного препарата.
ЗАО «Щелково Агрохим» предлагает производителям рапса новинку, аналога которой нет на рынке - гербицид Репер, ККР.
Репер ККР, - послевсходовый системный гербицид, предназначенный для борьбы с однолетними и многолетними двудольными сорняками на посевах рапса. Уникальная препаративная форма в виде концентрата коллоидного раствора содержит в себе комбинацию двух действующих веществ (100 г/л клопиралида и 15 г/л флуроксипира), идеально дополняющих друг друга, в дозировке, позволяющий получить максимальную биологическую эффективность. Содержит в своем составе флуроксипир, чего нет ни в одном препарате, зарегистрированном на рапсе. Препарат проявляет исключительную активность против подмаренника цепкого и вьюнка полевого, благодаря инновационной препаративной форме, препарат максимально быстро и без потерь проникает в растение и передвигается по нему, достигая точек действия (Рис. 1).
Рисунок 1. Коэффициент
поглощения действующего вещества в зависимости от препаративной формы
(Биолаборатория ЗАО «Щелково Агрохим»)
Согласно рисунку 1, коэффициент поглощения действующего вещества в препаративной форме ККР в 5,6 раз выше относительно стандартной препаративной формы КС.
Репер имеет широкий диапазон применения, колоссально снижает риск возникновения резистентности у сорняков. Гербицид прошел производственные испытания и хорошо зарекомендовал себя в различных климатических зонах РФ. (Рис. 2).
Рисунок 2. Влияние гербицида Репер, ККР на отдельные виды сорных растений в посевах рапса озимого сорт Метеор (Волгоградская область, 2012 г.)

Согласно
рисунку 1, гербицид Репер, ККР в норме расхода 0,7 л/га проявил большую
биологическую активность, чем Эталон 1 в среднем на 19,2%. Норма
расхода препарата Репер - 1,1 л/га показала 100 % - ю биологическую
эффективность против трудноискоренимых сорняков, эффект был на уровне и
даже немного выше известного зарубежного препарата.
Необходимо отметить, что урожайность рапса озимого в контроле составила 6,8 ц/га. В вариантах, обработанных гербицидом Репер, ККР, были получены достоверные, статистически сходные прибавки урожайности: от 21,3 до 27,9%. В Эталоне 1 (0,2 л/га), урожайность культуры увеличилась на 20,6%, в Эталоне 2 (0,35 л/га) – на 26,5%.
Гербицид Репер, ККР показал свои преимущества в засушливое лето, на яровом рапсе (Рис. 3).
Рисунок 3. Влияние гербицида Репер, ККР на отдельные виды сорных растений в посевах рапса ярового сорт Старт (Свердловская область, 2012 г.)
Как показано на рисунке 2, Репер. ККР проявил высокую биологическую эффективность против трудноискоренимых сорняков в засушливое лето. При этом норма расхода – 1,1 л/га способствовала полной гибели бодяка полевого. Такой же результат был получен в варианте опыта, где применяли Эталон 2. В вариантах, в которых обработка была проведена сниженной нормой расхода гербицида Репер – 0,7 л/га, эффективность была на уровне Эталона 1 против бодяка полевого. Против остальных сорных растений эффективность в целом была выше на 42,7%.
Урожайность даже в засушливое лето, была выше в вариантах, где обработка проводилась Эталоном 2 и гербицидом Репер – в среднем на 27,5% больше, чем в контроле. Пониженная норма расхода препарата Репер, обеспечила прибавку урожая относительно контроля - 2,9 ц/га, при урожайности 2,8 ц/га в контрольном варианте.
В заключение следует отметить, что гербицид Репер, проявляет высокую биологическую эффективность против наиболее распространенных и трудноискоренимых сорняков в посевах ярового и озимого рапса. Благодаря наличию в составе флуроксипира позволяет расширить спектр действия на сорняки различных групп и снизить риск возникновения резистентности. При благоприятных погодных условиях, применение препарата дает существенную прибавку урожая на уровне 30%.
09.01.2014 0В августе 2025 года на форуме селекционеров и семеноводов «Русское поле» в Казани впервые вручали премии за селекционные достижения. Три гибрида подсолнечника авторства «Актив Агро» (дочернее предприятие «Щёлково Агрохим») получили награды. Сегодня мы говорим с заместителем директора по науке Виктором Рядчиковым о создании гибридов, заблуждениях, навязанных зарубежными маркетологами, возможностях российской селекции подсолнечника и её дальнейшем пути.

Виктор Рядчиков – заместитель директора по науке: «В основе у «Актив Агро» и «Щёлково Агрохим» наработки, создаваемые годами…»
В 1983 году начал заниматься семеноводством пшеницы, в 1990-е – ускоренным размножением сортов и линий озимой пшеницы и ячменя, а с 2004 года взялись за селекцию подсолнечника. Костяк нашей команды составили шесть человек, мы работаем вместе уже более 20 лет, основали компанию «Актив Агро».
Как пришла идея заняться селекцией российских гибридов подсолнечника? На рынке было достаточно иностранных, и вообще считалось, что наши учёные сильны в сортовой селекции, но не в гибридной…
Да, в своё время мы занимались продажей семян импортных гибридов. Но всегда понимали, что у российской селекции есть потенциал. Одно из заблуждений, которое сформировали иностранные производители, – в том, что в России нет селекционных достижений, в частности по подсолнечнику. Но генетика в России всегда была лучшей, и селекция подсолнечника активно велась, в том числе гетерозисная, которая используется при создании гибридов. Ей занимался знаменитый академик Василий Степанович Пустовойт, именем которого назван ВНИИМК, а также другие учёные. Отсутствие в нашей стране гибридной селекции подсолнечника – это сказки от иностранцев. Вся мировая селекция пользовалась достижениями профессора Леонида Жданова, который создал заразихоустойчивые сорта, Карла Ивановича Солдатова, который первый в мире в 1970-х годах вывел высокоолеиновый подсолнечник. Получается, что иностранные партнёры пользовались нашими селекционными достижениями по высокой продуктивности и масличности и нам же внушали, что селекции подсолнечника в России нет. Да, надо отдать должное, они создали много прекрасных гибридов, но это обычная работа селекционера. А таких прорывных в селекции подсолнечника достижений, как у Пустовойта, Жданова, Солдатова, у них не было. Зато был хитрый маркетинговый ход – создание химических гибридов.

Участки гибридизации «Актив Агро»
Химические гибриды – это гибриды, устойчивые к гербицидам на основе определённых д. в., – имидазолинонов, сульфонилмочевин. Они сейчас очень популярны. Почему вы называете это хитрым маркетинговым ходом?
Я выскажу своё мнение. Кто-то с ним не согласится, но, надеюсь, задумается. Первыми появились классические гибриды подсолнечника, и они требовали междурядной обработки во время вегетации. Вместо того чтобы создать гербицид, к которому классический гибрид обладал бы устойчивостью, западные компании предложили уникальное, прежде всего в плане продаж, решение – гибрид, устойчивый к сорнякам против двудольных. Первыми стали имидазолиноновые гибриды, затем появились гибриды с устойчивостью к трибенурон-метилу. Это дало возможность крупным зарубежным компаниям делать пакетные продажи – семена устойчивых гибридов предлагали совместно с гербицидом. Понятно, что это было гораздо выгоднее, чем продажа семян классического подсолнечника.
Первый гибрид компании «Актив Агро» тоже был классическим?
Да. Мы зарегистрировали его в 2016 году совместно с ВНИИМК. Это была Комета. Затем зарегистрировали Командор.
Сколько времени ушло на создание гибрида?
Мы начали селекционную работу в 2004 году. К 2010-му мы получили шесть родительских линий – одну материнскую и пять отцовских. К 2013-му создали первый гибрид и зарегистрировали его, как я уже говорил, в 2016 году. Затем второй, в 2017-м. Первыми у нас стали четыре классических гибрида. Химические стали появляться на рынке России с 2000 года. Я тогда не верил, что они получат большое распространение. Тем более что первая технология была основана на применении имидазолинонов, а они имеют последействие на культуры в севообороте. Тем не менее, сказалась, видимо, нехватка кадров в АПК – применить однократно гербицид оказалось проще, чем делать несколько междурядных обработок. С момента появления на рынке нашей страны химических гибридов мы начали работу и в этом направлении. Первый гибрид с устойчивостью к имидазолинонам компания «Актив Агро» зарегистрировала в 2019 году. Это был Бомбардир. Первый гибрид Карина, устойчивый к трибенурон-метилу, появился у нас в линейке в 2021 году.
Когда вы только начинали заниматься селекцией подсолнечника, это приветствовалось?
Нас постоянно спрашивали, зачем нам это. А ещё, зачем мы так тщательно калибруем и протравливаем семенной материал. Мы тогда уже понимали, что одной генетики недостаточно. Кстати, по подготовке семян у иностранцев было чему поучиться, что мы и сделали. Сейчас мы с ними конкурируем по «упаковке», и стараемся быть на уровне. А тогда были уверены, что наша работа важна и будет востребована. Так и произошло.
Сколько родительских линий уже наработано в «Актив Агро»?
На сегодня мы имеем 27 материнских линий, урожайных, устойчивых ко многим факторам, и более сотни отцовских, устойчивых к разным гербицидам. Это даёт нам прекрасную возможность для создания гибридов по различным технологиям.
Как изменилась работа компании «Актив Агро» с 2019 года, когда она стала частью команды «Щёлково Агрохим»?
Работа стала более интенсивной, перед нами открылись новые возможности. В 2019 году мы ежегодно проводили около тысячи скрещиваний. Выращивали около 1000 га участков гибридизации. В 2020-м мы провели уже 1500 скрещиваний, в 2021-м – около 4000 и в 2024/25-м – более 6000 скрещиваний. Сейчас под участки гибридизации отведено около 14 000 га. Значительно расширились площади закрытого грунта. Было около 10 соток сетчатых изоляторов, где выращивались материнские и отцовские линии. Сейчас у нас около 4 га сетчатых изоляторов с родительскими формами. Объёмов семян для высева питомников размножения хватает, чтобы обеспечить родительскими линиями новый проект «Хелианта». Наша цель как селекционной компании – получать опытный материал и из него отбирать лучшее, что потом передаётся на ГСИ.
Также «Щёлково Агрохим» профинансировало строительство теплицы, где мы можем проводить всесезонные скрещивания. Нам обновили технопарк, расширили штат селекционеров и производственников. Сейчас речь идёт о строительстве нового селекцентра, где будет всё необходимое: лаборатории, склады, участки орошения. Уже куплен и осваивается под это дело участок земли, практически доделано орошение.

Теплица для всесезонного выращивания родительских форм
Поговорим о гибридах, которые получили награды премии «Селекционный прорыв».
Начнём с классической Фрэи. Что это за гибрид, чем он хорош и есть ли у него перспективы на рынке семян?
Фрэя зарегистрирована в реестре селекционных достижений в 2018 году. Это скороспелый гибрид со сроком вегетации 95-100 дней. Очень пластичный, хорошо себя ведёт и на Алтае, и в Челябинске, и в Кургане. Может и в Краснодарском крае дать приличный урожай. Причём с хорошей масличностью. В наших испытаниях мы получали свыше 50 ц/га. В производстве в среднем давал 33-35 ц/га при оптимальных условиях. В Челябинской области, например, был средний урожай 36,2 ц/га. Несмотря на то, что сегодня все охотятся за химическими гибридами, именно классические (Фрэя, Арэв, Базик показывают и в опытах, и в производстве максимальные урожайность и масличность. Ни разу мы не видели свыше 50 ц/га на химических гибридах. Это и понятно, ведь даже устойчивые гибриды испытывают гербицидный стресс после обработок. Плюс применение гербицидов способствует формированию устойчивых видов сорняков. Например, та же заразиха адаптируется к имидазолинонам и развивает новые расы. Сейчас уже говорят о появлении 8-й и даже 9-й расы. Так что с повсеместным применением гербицидов против двудольных надо быть осторожным. К тому же междурядная прополка, которую используют в классической технологии, обеспечивает приток кислорода к корням, что положительно сказывается на урожайности. В общем, я бы не списывал классические гибриды со счетов. Тем более что сегодня в ассортименте «Щёлково Агрохим» появился гербицид по вегетации для классических гибридов БРАВУРА, КС. Поэтому классические гибриды в линейке компании сохранятся, думаю, Фрэя там тоже займёт своё место.

Кречет на Дне сибирского поля в Алтайском крае, 2025 год, демоучасток
Невероятную популярность в стране завоевал Кречет, и он вполне заслуженно получил награду. В чём его секрет, как считаете?
Из имидазолиноновой группы гибридов Кречет наиболее устойчив ко всем болезням. Он – не герой по урожайности относительно таких гибридов, как Бомбардир, Сапсан, Искандер, но при этом в производстве может показать очень высокий результат, близкий к потенциалу. Мы впервые увидели в 2023 году в Ростовской области 45,4 ц/га в фермерском хозяйстве на гибриде Кречет, притом, что его потенциал – 47-48 ц/га. В целом его сеют по всей России и получают достойный результат. Он отличается коротким вегетационным периодом – 102-105 дней, что даёт возможность успешно возделывать его на Урале и в Сибири. С хорошей масличностью. Надеюсь, что скоро выпустим на рынок Кинжал. Это гибрид группы ИМИ-плюс. Будет выращиваться с применением нового гербицида ГЕРМЕС ФОРТЕ, МД.Сейчас наиболее популярны гибриды с устойчивостью к сульфонилмочевинам. И в этой группе премию «Селекционный прорыв» получила Карина. Эта линия будет продолжена? Какие трибенуроновые гибриды мы увидим в ближайшее время?
Карина – прекрасный высокоурожайный гибрид. В его основе – классическая материнская линия и отцовская с устойчивостью к трибенурон-метилу. Именно поэтому при обработке посевов гербицидом на основе трибенурон-метила наблюдался фитотокс, часть растений могла погибнуть. Тем не менее, например, Челябинская область очень полюбила этот гибрид, там фермеры проводили двойные обработки, разбивая дозу гербицида. Повторюсь, гибрид очень урожайный и занял первое место по этому параметру на испытательной площадке Национального семенного альянса в Казани. Сейчас мы работаем над его усовершенствованием, редактируем, если так можно сказать, материнскую линию по устойчивости к трибенурон-метилу.
Группа эта уже дополнена самостоятельными гибридами Ратник и Солнцепёк (новинка). В этом году передали на испытания гибрид Кондор. Заложили семь экспериментальных гибридов. Так что линейка трибенуроновых гибридов будет расширена. В 2026 году должны произвести приличное количество посевного материала по этой технологии. Будем стараться закрывать потребности наших аграриев.
Виктор Викторович, сегодня на отечественном рынке появилось много компаний, которые заявляют о себе как о селекционерах подсолнечника и готовы разработать новый гибрид буквально за 2–3 года. Возможно ли это, скажем, с использованием современных методов спидбридинга, генотипирования?
В селекции без классических методов отбора и скрещивания не обойтись. Я не говорю о том, что современные методы селекции мы отвергаем. Мы уже паспортизируем свои гибриды. Планируем улучшать отработанные линии с помощью современных методов, но их можно использовать только как прекрасное дополнение к классической селекции на уже готовом линейном материале. Например, для ускоренного выращивания образцов можно пользоваться климакамерами. Все эти методы уже есть в арсенале «Щёлково Агрохим», это совместная работа с ВНИИСБ, но это вспомогательные инструменты. В основе у «Актив Агро» и «Щёлково Агрохим» наработки, создаваемые годами. Речь, прежде всего, идёт о получении устойчивых к различным факторам и болезням однородных продуктивных родительских линий. Этот фундамент позволяет нам сегодня развивать и улучшать селекционные достижения, создавать прекрасные гибриды подсолнечника российской селекции, которые пользуются большим спросом.



