29.05.2018: Весь урожай выращивается из западного сырья, которого РФ может лишиться из-за очередной порции санкций
«Сладкая жизнь» россиян может закончиться в любой момент.
99,3% семян сахарной свеклы, которые мы ежегодно высеваем на 1200 тыс. гектаров
своих земель, — иностранного происхождения. Что если наши «западные партнеры»
вдруг наложат вето на их продажу? Где мы тогда возьмем 45 млн тонн свеклы,
которые нам нужны для производства 6 млн тонн сахара в год?
Вопрос этот остро
поставлен перед российским правительством, более детально его обсуждали и на
первом Совете по формированию и реализации научно-технической политики Крыма
под председательством главы РАН Александра Сергеева и руководителя республики
Сергея Аксенова.
|
|
Фото: pixabuy.com |
В советское время мы сами производили семена свеклы, вся Европа закупала их у нас, в Крыму, по 3–4 тысячи тонны в год (почему именно там, поясним позже). Сегодня все поменялось: Германия, Франция, Дания, Голландия, Бельгия, Италия подсадили нас на свою продукцию — почти на 90% мы зависим от того, захотят они и дальше снабжать нас семенным материалом или нет. И еще на 10% — от США. Крупная, сахаристая свекла с Запада — это, как правило, гибриды, которые невозможно воспроизвести на следующий год. Они имеют так называемый «генетический замок», «ключ» от которого находится у самого автора-селекционера. Так делают все — это своего рода защита интеллектуальной собственности генетиков. И платим мы за нее ежегодно по 6 млрд рублей.
Конечно, дело не в одной свекле. За последние 20 лет мы потеряли технологии выращивания семян многих овощей. Но если для получения помидоров и картофеля семенная зависимость измеряется в 40–50%, то со свеклой — почти во все 100%.
«Увлеклись, импортное было доступнее», — политкорректно объясняют причины сельскохозяйственники. А что им еще остается делать, если власть до последнего не поддерживала свое производство семян. И лишь теперь, когда Запад начал активно вводить санкции, наверху заговорили о специальной программе по производству своих сортовых линеек сахарной свеклы.
— У нас есть огромный опыт по выращиванию сахарной свеклы, — говорит один из членов крымского научного совета, врио директора НИИ сельского хозяйства Крыма Владимир ПАШТЕЦКИЙ. — Самое главное, что благодаря крымскому климату мы можем производить здесь семена не за два года, как на материковой части России, а за один год. Во времена СССР вся Европа закупала семенной материал у нас. Так что сегодня мы точно могли бы быстрее и во много раз дешевле, чем иностранцы, высевать и получать до 50% семян сахарной свеклы для нужд всех сельхозплощадок России.
Однако, по словам Паштецкого, сделать они это смогут, только договорившись о тесном сотрудничестве с главным разработчиком гибридов сахарной свеклы в стране — воронежским ВНИИ сахарной свеклы, в хранилищах которого есть образцы чистых культур сахарной свеклы, где из них уже выводят новые современные гибриды.
Конечно, нынешние российские сорта семян РМС-120, «рамоза» или 10 других гибридов, поданных на регистрацию только в этом году, — первые ласточки, они пока не выдерживают конкуренции с западными по урожайности. Но у наших ученых все впереди, была бы поддержка сверху — и лет через пять мы снова получим российскую суперсвеклу.
|
|
Президент РАН Александр Сергеев и врио директора НИИСХ Крыма Владимир Паштецкий (слева) обсуждают будущее развитие семеноводства на полуострове. Автор фото Николай Малахин, "Научная Россия". |
Почему семенной материал сахарной свеклы в Крыму получается быстрее, нам объяснил специалист в области защиты и биотехнологии растений, академик РАН Салис КАРАКОТОВ:
— В Крыму действительно можно выращивать семена в два раза быстрее, чем в других областях России. Традиционно ее сеют, потом по осени корнеплоды выкапывают — они должны отлежаться за год в хранилище, закалиться. Лишь после этого, будучи посаженной второй раз в землю, свекла «выстрелит» стебельками с семенами. В Крыму тепло, свекла не выкапывается из земли, зимует прямо в ней, как озимая пшеница, и уже к следующему сезону дает семена. Крым для нас — это средство достижения хорошего результата — ускоренного появления российской генетической линии сахарной свеклы. Институт сельского хозяйства Крыма и другие сельскохозяйственные организации — от средней полосы до Урала — должны сейчас вместе развивать это направление.
По словам Каракотова, сейчас ученые уже начали высевать в Крыму экспериментальные площадки, но это капля в море, «ворох семян», как говорят селекционеры. Для того чтобы обеспечить российскими семенами всю Россию, нужна серьезная поддержка правительства.
Еще о стратегически важных растениях...
Не так давно в НИИСХ Крыма обратились представители немецкой авиакомпании. Они заказали нашим засеять для них на полуострове 50 гектаров растением рыжиком. «Вдумайтесь! Немцы! Почему они сегодня знают о нас? О новом сорте «барон», выведенном в Пензенском сельскохозяйственном институте? — удивляется Владимир Паштецкий. И дальше сам же отвечает: «Да потому что из него делается биокеросин, который с 2020 года должен присутствовать в баках любого авиалайнера в количестве 20%, чтобы тот смог летать по мировым просторам. Это значит, что мы будем покупать биодизель из нашего рыжика у того же немца, чтобы лететь к нему в Германию! Не лучше ли было построить для себя самого свой «свечной заводик» и производить нужный продукт здесь? Это и есть инновационный путь развития, который должен быть понятен тем, кто принимает политические решения».
Кроме того, что рыжик, а точнее масло из его семян, в ближайшее время станет очень востребован как источник для производства энергоносителя, его можно использовать при производстве лакокрасочных изделий, а также в качестве корма для животных. Сегодня, когда из-за нехватки воды в Крыму (она возникла после перекрытия Украиной Северо-Крымского канала, снабжавшего республику днепровской водой) сократились посевы кукурузы, сои и риса, засухоустойчивый рыжик мог бы временно занять их площади.
Таким же выгодным для обезвоженного сегодня Крыма мог бы стать самый засухоустойчивый злак — сорго, или «верблюд Крыма», как его здесь в шутку называют. Это растение, которое сможет спасти от голода все население земного шара. Не так давно на него обратил внимание основатель «Майкрософта» Билл Гейтс и даже запустил многомиллионные научные исследования по разработке генно-модифицированной линии сорго с повышенным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ. По словам Паштецкого, сорго можно использовать в качестве корма и комбикормов в животноводстве, из него можно создавать муку. «Мы спокойно могли бы засеять сорго 50–70 га от посевных площадей Крыма, решив некоторые производственные и технологические вопросы», — заверил ученый.
Источник: mk.ru
22.07.2018 0В августе 2025 года на форуме селекционеров и семеноводов «Русское поле» в Казани впервые вручали премии за селекционные достижения. Три гибрида подсолнечника авторства «Актив Агро» (дочернее предприятие «Щёлково Агрохим») получили награды. Сегодня мы говорим с заместителем директора по науке Виктором Рядчиковым о создании гибридов, заблуждениях, навязанных зарубежными маркетологами, возможностях российской селекции подсолнечника и её дальнейшем пути.

Виктор Рядчиков – заместитель директора по науке: «В основе у «Актив Агро» и «Щёлково Агрохим» наработки, создаваемые годами…»
В 1983 году начал заниматься семеноводством пшеницы, в 1990-е – ускоренным размножением сортов и линий озимой пшеницы и ячменя, а с 2004 года взялись за селекцию подсолнечника. Костяк нашей команды составили шесть человек, мы работаем вместе уже более 20 лет, основали компанию «Актив Агро».
Как пришла идея заняться селекцией российских гибридов подсолнечника? На рынке было достаточно иностранных, и вообще считалось, что наши учёные сильны в сортовой селекции, но не в гибридной…
Да, в своё время мы занимались продажей семян импортных гибридов. Но всегда понимали, что у российской селекции есть потенциал. Одно из заблуждений, которое сформировали иностранные производители, – в том, что в России нет селекционных достижений, в частности по подсолнечнику. Но генетика в России всегда была лучшей, и селекция подсолнечника активно велась, в том числе гетерозисная, которая используется при создании гибридов. Ей занимался знаменитый академик Василий Степанович Пустовойт, именем которого назван ВНИИМК, а также другие учёные. Отсутствие в нашей стране гибридной селекции подсолнечника – это сказки от иностранцев. Вся мировая селекция пользовалась достижениями профессора Леонида Жданова, который создал заразихоустойчивые сорта, Карла Ивановича Солдатова, который первый в мире в 1970-х годах вывел высокоолеиновый подсолнечник. Получается, что иностранные партнёры пользовались нашими селекционными достижениями по высокой продуктивности и масличности и нам же внушали, что селекции подсолнечника в России нет. Да, надо отдать должное, они создали много прекрасных гибридов, но это обычная работа селекционера. А таких прорывных в селекции подсолнечника достижений, как у Пустовойта, Жданова, Солдатова, у них не было. Зато был хитрый маркетинговый ход – создание химических гибридов.

Участки гибридизации «Актив Агро»
Химические гибриды – это гибриды, устойчивые к гербицидам на основе определённых д. в., – имидазолинонов, сульфонилмочевин. Они сейчас очень популярны. Почему вы называете это хитрым маркетинговым ходом?
Я выскажу своё мнение. Кто-то с ним не согласится, но, надеюсь, задумается. Первыми появились классические гибриды подсолнечника, и они требовали междурядной обработки во время вегетации. Вместо того чтобы создать гербицид, к которому классический гибрид обладал бы устойчивостью, западные компании предложили уникальное, прежде всего в плане продаж, решение – гибрид, устойчивый к сорнякам против двудольных. Первыми стали имидазолиноновые гибриды, затем появились гибриды с устойчивостью к трибенурон-метилу. Это дало возможность крупным зарубежным компаниям делать пакетные продажи – семена устойчивых гибридов предлагали совместно с гербицидом. Понятно, что это было гораздо выгоднее, чем продажа семян классического подсолнечника.
Первый гибрид компании «Актив Агро» тоже был классическим?
Да. Мы зарегистрировали его в 2016 году совместно с ВНИИМК. Это была Комета. Затем зарегистрировали Командор.
Сколько времени ушло на создание гибрида?
Мы начали селекционную работу в 2004 году. К 2010-му мы получили шесть родительских линий – одну материнскую и пять отцовских. К 2013-му создали первый гибрид и зарегистрировали его, как я уже говорил, в 2016 году. Затем второй, в 2017-м. Первыми у нас стали четыре классических гибрида. Химические стали появляться на рынке России с 2000 года. Я тогда не верил, что они получат большое распространение. Тем более что первая технология была основана на применении имидазолинонов, а они имеют последействие на культуры в севообороте. Тем не менее, сказалась, видимо, нехватка кадров в АПК – применить однократно гербицид оказалось проще, чем делать несколько междурядных обработок. С момента появления на рынке нашей страны химических гибридов мы начали работу и в этом направлении. Первый гибрид с устойчивостью к имидазолинонам компания «Актив Агро» зарегистрировала в 2019 году. Это был Бомбардир. Первый гибрид Карина, устойчивый к трибенурон-метилу, появился у нас в линейке в 2021 году.
Когда вы только начинали заниматься селекцией подсолнечника, это приветствовалось?
Нас постоянно спрашивали, зачем нам это. А ещё, зачем мы так тщательно калибруем и протравливаем семенной материал. Мы тогда уже понимали, что одной генетики недостаточно. Кстати, по подготовке семян у иностранцев было чему поучиться, что мы и сделали. Сейчас мы с ними конкурируем по «упаковке», и стараемся быть на уровне. А тогда были уверены, что наша работа важна и будет востребована. Так и произошло.
Сколько родительских линий уже наработано в «Актив Агро»?
На сегодня мы имеем 27 материнских линий, урожайных, устойчивых ко многим факторам, и более сотни отцовских, устойчивых к разным гербицидам. Это даёт нам прекрасную возможность для создания гибридов по различным технологиям.
Как изменилась работа компании «Актив Агро» с 2019 года, когда она стала частью команды «Щёлково Агрохим»?
Работа стала более интенсивной, перед нами открылись новые возможности. В 2019 году мы ежегодно проводили около тысячи скрещиваний. Выращивали около 1000 га участков гибридизации. В 2020-м мы провели уже 1500 скрещиваний, в 2021-м – около 4000 и в 2024/25-м – более 6000 скрещиваний. Сейчас под участки гибридизации отведено около 14 000 га. Значительно расширились площади закрытого грунта. Было около 10 соток сетчатых изоляторов, где выращивались материнские и отцовские линии. Сейчас у нас около 4 га сетчатых изоляторов с родительскими формами. Объёмов семян для высева питомников размножения хватает, чтобы обеспечить родительскими линиями новый проект «Хелианта». Наша цель как селекционной компании – получать опытный материал и из него отбирать лучшее, что потом передаётся на ГСИ.
Также «Щёлково Агрохим» профинансировало строительство теплицы, где мы можем проводить всесезонные скрещивания. Нам обновили технопарк, расширили штат селекционеров и производственников. Сейчас речь идёт о строительстве нового селекцентра, где будет всё необходимое: лаборатории, склады, участки орошения. Уже куплен и осваивается под это дело участок земли, практически доделано орошение.

Теплица для всесезонного выращивания родительских форм
Поговорим о гибридах, которые получили награды премии «Селекционный прорыв».
Начнём с классической Фрэи. Что это за гибрид, чем он хорош и есть ли у него перспективы на рынке семян?
Фрэя зарегистрирована в реестре селекционных достижений в 2018 году. Это скороспелый гибрид со сроком вегетации 95-100 дней. Очень пластичный, хорошо себя ведёт и на Алтае, и в Челябинске, и в Кургане. Может и в Краснодарском крае дать приличный урожай. Причём с хорошей масличностью. В наших испытаниях мы получали свыше 50 ц/га. В производстве в среднем давал 33-35 ц/га при оптимальных условиях. В Челябинской области, например, был средний урожай 36,2 ц/га. Несмотря на то, что сегодня все охотятся за химическими гибридами, именно классические (Фрэя, Арэв, Базик показывают и в опытах, и в производстве максимальные урожайность и масличность. Ни разу мы не видели свыше 50 ц/га на химических гибридах. Это и понятно, ведь даже устойчивые гибриды испытывают гербицидный стресс после обработок. Плюс применение гербицидов способствует формированию устойчивых видов сорняков. Например, та же заразиха адаптируется к имидазолинонам и развивает новые расы. Сейчас уже говорят о появлении 8-й и даже 9-й расы. Так что с повсеместным применением гербицидов против двудольных надо быть осторожным. К тому же междурядная прополка, которую используют в классической технологии, обеспечивает приток кислорода к корням, что положительно сказывается на урожайности. В общем, я бы не списывал классические гибриды со счетов. Тем более что сегодня в ассортименте «Щёлково Агрохим» появился гербицид по вегетации для классических гибридов БРАВУРА, КС. Поэтому классические гибриды в линейке компании сохранятся, думаю, Фрэя там тоже займёт своё место.

Кречет на Дне сибирского поля в Алтайском крае, 2025 год, демоучасток
Невероятную популярность в стране завоевал Кречет, и он вполне заслуженно получил награду. В чём его секрет, как считаете?
Из имидазолиноновой группы гибридов Кречет наиболее устойчив ко всем болезням. Он – не герой по урожайности относительно таких гибридов, как Бомбардир, Сапсан, Искандер, но при этом в производстве может показать очень высокий результат, близкий к потенциалу. Мы впервые увидели в 2023 году в Ростовской области 45,4 ц/га в фермерском хозяйстве на гибриде Кречет, притом, что его потенциал – 47-48 ц/га. В целом его сеют по всей России и получают достойный результат. Он отличается коротким вегетационным периодом – 102-105 дней, что даёт возможность успешно возделывать его на Урале и в Сибири. С хорошей масличностью. Надеюсь, что скоро выпустим на рынок Кинжал. Это гибрид группы ИМИ-плюс. Будет выращиваться с применением нового гербицида ГЕРМЕС ФОРТЕ, МД.Сейчас наиболее популярны гибриды с устойчивостью к сульфонилмочевинам. И в этой группе премию «Селекционный прорыв» получила Карина. Эта линия будет продолжена? Какие трибенуроновые гибриды мы увидим в ближайшее время?
Карина – прекрасный высокоурожайный гибрид. В его основе – классическая материнская линия и отцовская с устойчивостью к трибенурон-метилу. Именно поэтому при обработке посевов гербицидом на основе трибенурон-метила наблюдался фитотокс, часть растений могла погибнуть. Тем не менее, например, Челябинская область очень полюбила этот гибрид, там фермеры проводили двойные обработки, разбивая дозу гербицида. Повторюсь, гибрид очень урожайный и занял первое место по этому параметру на испытательной площадке Национального семенного альянса в Казани. Сейчас мы работаем над его усовершенствованием, редактируем, если так можно сказать, материнскую линию по устойчивости к трибенурон-метилу.
Группа эта уже дополнена самостоятельными гибридами Ратник и Солнцепёк (новинка). В этом году передали на испытания гибрид Кондор. Заложили семь экспериментальных гибридов. Так что линейка трибенуроновых гибридов будет расширена. В 2026 году должны произвести приличное количество посевного материала по этой технологии. Будем стараться закрывать потребности наших аграриев.
Виктор Викторович, сегодня на отечественном рынке появилось много компаний, которые заявляют о себе как о селекционерах подсолнечника и готовы разработать новый гибрид буквально за 2–3 года. Возможно ли это, скажем, с использованием современных методов спидбридинга, генотипирования?
В селекции без классических методов отбора и скрещивания не обойтись. Я не говорю о том, что современные методы селекции мы отвергаем. Мы уже паспортизируем свои гибриды. Планируем улучшать отработанные линии с помощью современных методов, но их можно использовать только как прекрасное дополнение к классической селекции на уже готовом линейном материале. Например, для ускоренного выращивания образцов можно пользоваться климакамерами. Все эти методы уже есть в арсенале «Щёлково Агрохим», это совместная работа с ВНИИСБ, но это вспомогательные инструменты. В основе у «Актив Агро» и «Щёлково Агрохим» наработки, создаваемые годами. Речь, прежде всего, идёт о получении устойчивых к различным факторам и болезням однородных продуктивных родительских линий. Этот фундамент позволяет нам сегодня развивать и улучшать селекционные достижения, создавать прекрасные гибриды подсолнечника российской селекции, которые пользуются большим спросом.




