10.03.2020: Сотни тысяч тружениц аграрной отрасли наравне с мужчинами работают сегодня на российских полях и фермах. Сегодня мы расскажем про Валентину Прокофьевну Козлову.
Сотни тысяч тружениц аграрной отрасли наравне с мужчинами работают сегодня на российских полях и фермах. Живут заботами своей земли, кормят страну, строят её будущее. Современное сельское хозяйство - это территория знаний, опыта, высокого профессионализма, внимания к каждой мелочи. Нельзя ошибаться в поле, и не получится здесь работать «с восьми до пяти». А кто, как не женщина, умеет отдавать всю себя любимому делу, ребёнку, семье? Вместе учиться и расти, радоваться победам и не терять оптимизм в трудные времена... Уважаемые специалисты и успешные руководители - такова сегодня прекрасная половина аграрной отрасли России. Этот рассказ об одной из тех женщин, для которых сельское хозяйство стало жизнью.
Валентина Прокофьевна Козлова в сельском хозяйстве больше 40 лет. И вот уже 20 из них она - главный агроном сельхозартели «Золотой Колос» в Каширском районе Воронежской области. Здесь, в Красном Логе, она родилась, здесь же и проработала всю свою жизнь.
Где родился, там и пригодился
- Я в деревне родилась. Родители в колхозе работали. Отец - бригадиром овощеводческой бригады, потом заведовал птицефермой, током - трудился на руководящих должностях. Мама - всегда рядом с ним, разнорабочей. Папа был уважаемый человек, фронтовик. Всю войну прошёл: старшина, орденоносец, участвовал в первом Параде Победы, бросал к мавзолею штандарты поверженных фашистских дивизий.
Мы же с малых лет родителям помогали. Детей много, нас в семье - десятеро. Кого постарше оставляли с бабушкой по дому управляться, а младших мама брала с собой на работу. Подметали, скотину кормили, и на птичник за яйцами - куда хочешь пролезть сможем, маленькие. Тут же и играли. Повзрослев, свёклу пололи: тогда всем колхозникам участки давали, пока не перешли на обработки свёклы без использования ручного труда.
У нас был колхоз-миллионер. Помню его первого председателя, Георгия Яковлевича Ильина, потом хозяйство возглавил Игорь Николаевич Путилин. В те годы построили новый ток, фермы начали ремонтировать... После 9 класса мы проходили здесь практику, на току работали. Меня и ещё одну девушку позвала помощницами Надя, агроном-семеновод, которая принимала зерно и проводила его анализ. Рано утром, в полшестого, за нами приедет: надо машину отправлять. А нам в радость - интересно ведь. Отбирали пробы, документы заполняли. Увлеклась и в тот же год сказала родителям, что пойду учиться на агронома. Подала документы в Берёзовский сельскохозяйственный техникум в Рамони. Мама меня не пускала, отговаривала, что не женская это профессия. А отец сказал: пусть сама выбирает. И об этом выборе я никогда потом не пожалела.
Через три года, получив диплом, Валентина вернулась в родной Красный Лог. 1 апреля 1979 года молодого специалиста приняли на работу агрономом-семеноводом. С тех пор прошло уже четыре десятка лет, сменилось несколько руководителей хозяйства, но о местных полях по-прежнему заботится та, кто знает о них больше всех.
Тяжело в учении - легко в поле
Будущий урожай - в надежных руках |
- Теория - теорией, но в поле важна практика. Пашни в хозяйстве было 3600 га. Сахарную свёклу сеяли по 555 га, 45 свек ловичниц работали. Ферма наша на всю округу гремела - лидер в области, 600 голов дойного стада, руководитель - полный кавалер ордена Трудовой Славы... Тогда выращивали много кормов: кормовую свёклу в кагаты закладывали на корм скоту, кукурузу сеяли на силос и зелёный корм... Пшеницу старались получить с высокой клейковиной, её на элеваторах дороже брали. Забот много было, а опыта - ноль. Но мне повезло: у меня был прекрасный учитель. Главным агрономом хозяйства тогда работал заслуженный агроном России Андрей Семёнович Щербак. Мы с коллегой по защите растений за ним, как цыплята, по полю ходили, а он нам всё подробно рассказывал, показывал, объяснял. Всегда устраивал агрономам в поле экзамены: вот ситуация - что и как делать надо? Я многому у него научилась и благодарна за эту науку. Долго вместе работали и потом, когда он на пенсию ушёл, постоянно созванивались, консультировались, вместе в поля выезжали. Лучшей в жизни похвалой для меня стало однажды услышать от своего учителя, что такого подсолнечника у него никогда не было...
Мы тогда ездили на семинар в соседнее хозяйство, а там подсолнечник - загляденье. Я и разозлилась: неужели, говорю, и мы так не сможем? Начала изучать, пробовать, разбираться - получилось. И сейчас по 36 ц/га в среднем собираем, есть поля и по 40 ц/га урожайность...
Хоть в золу, но в пору
В 2000 году Валентина Прокофьевна стала главным агрономом хозяйства.
- Учиться пришлось всю жизнь. Помню, в 2005-м, когда переходили на возделывание сахарной свёклы без использования ручного труда, нелегко было разбираться в тонкостях технологии. До этого на свёкле использовали только почвенные гербициды: самостоятельно высчитывали нормы, смешивали препараты. Сама всё делала, ведь не отойдёшь: вдруг что напутают, смотрела, чтобы и перекрытие хорошее было. Тогда проштудировали кучу литературы, составила примерную схему защиты, пригласила в хозяйство агронома из областного центра для консультации. Веду его по полю: свёклу-то посеяли, уже защитой надо работать. Рассказываю, что и как посчитала, а он со всем соглашается. Но я засомневалась, позвонила агроному по защите растений из района Полине Кузьминичне. Она меня и познакомила со специалистами НИИ защиты растений, с которыми до сих пор связь поддерживаю. Приехали, посоветовались, и, оказалось, вовремя. Прямо на поле опрыскиватель пришлось останавливать: по незнанию мы не учли фазы обработок против злаковых сорняков, чуть было не выкинули деньги на ветер. Но всё исправили, и в тот, первый, год сахарной свёклы собрали по 550 ц/га.
Сейчас в производственном кооперативе «Золотой Колос» - 1500 га пашни. Эта сельхозартель - единственное в районе коллективное хозяйство.
- Два года мы были в холдинге, но вышли и уже больше 10 лет работаем самостоятельно. Сначала, конечно, кредиты брали, сейчас справляемся своими силами. Перепробовали все новшества - выращивали рапс, сурепицу, сою. Однако в итоге вернулись к традиционным культурам. Сеем зерновые, зернобобовые, подсолнечник, однолетние травы, тюкуем сено, готовим сенаж для животноводства, кукурузу выращиваем на силос и зелёный корм. В нынешнем году впервые кукурузу на зерно будем сеять, специально купили новую кукурузную жатку...
С осени влаги было мало, и это основная проблема. Но мы успели землю подготовить: где вспахали, где глубокое рыхление сделали, все поля выровняли, 415 га озимых посеяли, внесли удобрения. Теперь главное - сроки. Быстро посеять, прикатать, чтоб по максимуму сохранить влагу. Хоть в золу, но в пору, как у нас говорят. Рабочий план уже обсудили: где в первую очередь нужно закрыть влагу. Весна будет сложная: вредители и болезни отлично перезимовали, но мы с ними поборемся. Схема защиты составлена, удобрения, средства защиты и семена закупили ещё с осени. Много работаем микроудобрениями и листовыми подкормками, в основном серии БИОСТИМ. Результаты от их применения хорошо видны. Был такой случай: механизаторы при обработке яровой пшеницы специально огрех сделали, чтобы посмотреть, есть ли толк от этих препаратов. Причём в середине поля, чтобы я не знала, и метки свои поставили. А после второй обработки признались - весь огрех жёлтый стоял.
Жить для своей земли
Валентина Прокофьевна уже шесть лет на пенсии. Она - ветеран труда, но продолжает заниматься любимым делом.
- Всё время прошу: дайте мне молодого специалиста, передам, что знаю. И когда работать уже не буду, если надо, всегда приду и помогу. Ведь каждый год чем-то непрост, легко в поле никогда не бывает. У меня летом отпуск всего один раз в жизни был - в 1984-м. Но когда получишь хороший урожай: подсолнечник по 45 ц/га, озимые 65 ц/га - и о трудностях сразу забываешь, все довольны, радуются. Это самая большая гордость и награда для земледельца, наша общая заслуга.
Важно вовремя и как положено всё отработать, поэтому, если сомневаюсь, всегда приглашаю специалистов посоветоваться: вместе смотрим и приходим к общему решению. Со «Щёлково Агрохим» больше пяти лет, с Михаилом Тищенко, агрономом-консультантом компании, и вовсе знакомы давно, когда-то он тоже работал в хозяйствах этой зоны. Начинали с протравителей, постепенно перешли на полную защиту. Сотрудничеством довольны: поставки прямо с завода, отношение внимательное, и не было случая, когда что-то не срабатывало.
Не забуду, как вместе спасали однажды озимые. На поле глянуть было не на что: культура перезимовала плохо, уже думали дисковать. Но решили: будем «вытягивать» листовыми подкормками. Когда с первой обработкой выходили, чуть ли не по чёрному полю опрыскиватель шёл. «Что тут работать, тут нет ничего», - мне ребята говорят. А я им: «Работаем!» И на глазах поле поднялось, забушевало. Я зайду - душа радуется. Потом, когда гербицидную обработку уже проводили, механизатор удивлялся: откуда что взялось. Разное было: и с тлёй воевали, и подсолнечник спасали. Соседи по три обработки делали - безрезультатно, а мы КИНФОС применяли и за раз справлялись.
За каждым полем, за каждым клочком земли, как за ребёнком, смотреть надо. И я всегда слежу, как препараты сработали, доверяю только проверенным средствам.
Для своего хозяйства сегодня многого хочется. Обновить бы технику, ремонты провести, где надо... Но главное - хочется, чтобы наша продукция ценилась. В неё труд сотен людей вложен и душа земледельца. Удобрения, семена, горючее, запчасти - всё очень дорого. А цена на зерно не растёт уже лет десять. В сезон, когда аграриям нужны деньги, чтобы рассчитаться по кредитам, закупки демпингуют, приходится продукцию сдавать за копейки. А пойдёшь в магазин: хлеб, молоко дешёвыми назвать трудно. Сделать бы так, чтоб за литр молока можно было купить, например, литр бензина... Но мы не унываем. Работаем, и дальше будем работать. Ведь для многих, как и для меня, наша земля - это и любовь, и судьба, и дело всей жизни.
Анна Игнатова,
Воронежская область
Каждый владелец приусадебного участка может обнаружить красноватые вздутия неправильной формы на листьях такой полезной красной смородины или липкий чёрный налёт на листьях любимых роз, а ещё клейкий сахаристый налёт на листьях долгожданных огурцов.
В любом из этих случаев неприятные явления возникли из-за деятельности коварного и опасного вредителя – тли.
Эти насекомые глазу едва заметны – крошечные, полупрозрачные, но они на редкость прожорливы и всеядны. Тля селится практически на всех растениях, чтобы тянуть из них соки для собственного роста и развития. Растения теряют листья, плохо плодоносят, могут даже погибнуть. Тем более что тля является распространителем порядка 100 разновидностей фитопатогенных вирусов, а проколы, оставленные вредителями в листьях и в мягких частях стеблей, становятся воротами для различных инфекций.
Никто не пожелает своим плодовым, ягодным и цветочным культурам быть атакованными зловредной тлёй. Не для её питания мы холим и лелеем свои сады, ягодники и цветники.
Чтобы тля не вмешалась в наши заботы о богатом урожае, её появление лучше предупредить. Вы знаете, как быстро она размножается? За сезон может дать до 16 (!) новых поколений. Взрослая особь, готовая к продолжению рода, из личинки вырастает за пару недель. В общем, не успеешь оглянуться, а на растениях тля сидит уже колониями и творит своё чёрное дело, в первую очередь уничтожая молодые саженцы или прирост.
После обработки ИМИДОР, ВРК о тле можно забыть как минимум на две недели
Отличная профилактика от массового размножения тли и других вредителей – использование препарата «Щёлково Агрохим» ИМИДОР, ВРК.
ИМИДОР, ВРК – это инсектицид системно-контактного действия для борьбы с широким спектром вредителей: тля, белокрылка, цикадки, трипсы, колорадский жук. Действующее вещество препарата – имидаклоприд подавляет передачу сигналов через нервную систему вредителей: они перестают двигаться и питаться. Гибель наступает в течение суток. После обработки о тле можно забыть как минимум на две недели.
Не простой, а золотой
Однако название ещё одного пестицида «Щёлково Агрохим» – МУРАГОН – средства, защищающего от муравьёв, не случайно вынесено в подзаголовок этой публикации. Важно знать, что, борясь с тлёй, нужно одновременно бороться и с муравьями. А всё потому, что муравьи – распространители тли.
Эти два разных вида насекомых связывают «сладкие» взаимоотношения. В процессе жизнедеятельности тля выделяет сладкую жидкость – падь. Муравьи ей очень рады. Падь для муравьёв – важнейший источник высококалорийной углеводной пищи.
Для того чтобы всегда иметь падь для пропитания, муравьи всячески заботятся о тле. Они оберегают скопления тлей от златоглазок, божьих коровок и прочих насекомых — врагов тли. Муравьи в своих челюстях перетаскивают тлю в лучшие условия для её пропитания. Для тлей, живущих и питающихся на корнях растений, муравьи роют ходы и даже способны строить охраняемые укрытия.
МУРАГОН – это готовая к применению приманка в виде гранул
И с таким нежным отношением к врагу наших растений – тле муравей с сам становится нашим врагом. Действовать против него рекомендуем препаратом МУРАГОН.
МУРАГОН – это готовая к применению приманка в виде гранул. В организме муравьёв средство воздействует на их нервную систему, вызывая паралич, от которого насекомые «отбрасывают лапки». А для окружающей среды препарат абсолютно безвреден. Попав в почву, пестицид за несколько недель распадается на безвредные соединения.
За свои уникальные защитные свойства и применение без последствий для природы на международной выставке «ЦветыЭкспо 2023» МУРАГОН получил золотую медаль в номинации «Лучшее качество продукции».
ИМИДОР, ВРК + МУРАГОН – оптимальное сочетание против симбиоза опасных вредителей: тли и муравьёв
«Щёлково Агрохим» создаёт и предлагает продукцию самого высокого качества, гарантирующую лучший результат. ИМИДОР, ВРК + МУРАГОН – оптимальное сочетание против симбиоза опасных вредителей: тли и муравьёв.