RUS
ENG
RUS
ENG
Мобильное
приложение
Обратная
связь
+7 (495) 745-05-51

На полях демоцентра в Курганской области получили до 75,7 ц/га яровой пшеницы

Рекордную для Курганской области урожайность сотрудники Центра управления урожаем (далее демоцентра) «Щёлково Агрохим» получили в опытах с фунгицидами. В испытаниях использовали сорт мягкой яровой пшеницы Алабуга.

пшеница-фунгициды.jpg
Внешний вид посевов яровой пшеницы в опыте с фунгицидами, Центр управления урожаем, 2025 год

Специалисты заложили шесть вариантов опыта, каждый в четырёх повторностях, в которых использовались различные фунгициды «Щёлково Агрохим». Максимальную урожайность удалось получить на варианте с применением препарата ТИТУЛ ТРИО, ККР в норме 0,6 л/га, - 75,7 ц/га (подробнее см. Табл. 1, 2). Предшественник в опыте – чистый пар, при посеве вносили 100 кг/га аммофоса. Отметим, что по данным на начало октября, средняя урожайность зерновых в области составила 24,4 ц/га.

Специалисты демоцентра также провели предварительную оценку уровня клейковины в опыте с фунгицидами, её содержание определили на отметке 25-28%. «То есть фунгициды не только положительно повлияли на урожайность, но и повысили качество зерна», - прокомментировал руководитель демоцентра Сергей Уланов.

Табл. 1 – Варианты опыта с применением фунгицидов, сорт яровой пшеницы Алабуга

№ варианта опыта Фунгицид Норма расхода, л/га Урожайность, ц/га
1 ТИТУЛ 390, ККР 0,26 67,9
2 ТИТУЛ ДУО, ККР 0,32 71,5
3 ДЕЙЗИ, СЭ 0,8 73,7
4 ЭЙС, ККР 0,8 74,8
5 ТИТУЛ ТРИО, ККР 0,6 75,7
6 АЗОРРО, КС (выход в трубку) + ТРИАДА, ККР (флаг-лист-колошение) 1,0 + 0,6 75,4

Табл. 2 – Фоновая схема защиты по вариантам опыта

Фаза культуры Препарат Норма расхода, л/т, л/га, кг/га
    1     Семена БЕНЕФИС СУПРИМ, МЭ 0,8
ЭМИСТИМ, Р 0,001
ХАРИТА, КС 0,5
БИОСТИМ СТАРТ 0,5
       
    2     кущение ПРИМАДОННА, СЭ 0,5
ГРАНАТ, ВДГ 0,01
УЛЬТРАМАГ КОМБИ ДЛЯ ЗЕРНОВЫХ 1,0
       
  3   Выход в трубку
 
ЭСПЕРО, КС 0,12
АРГО ПРИМ, МЭ 0,55
варианты 1-6 Согласно схеме опыта
       
4 Флаг-лист-колошение БЕРЕТТА, МД 0,3

Напомним, что Центр управления урожаем компании «Щёлково Агрохим» действует в Курганской области уже около десяти лет. Последние пять лет он работает на полях одного из крупнейших передовых сельхозпредприятий Притобольного района «Иванов и К». Демоцентр служит главной площадкой обмена передовым опытом для земледельцев Уральского региона. На его базе совместно с хозяйством регулярно проводятся семинары с выездом на опытные участки.

На полях демоцентра реализованы две системы севооборота. Каждый год здесь проводятся десятки опытов с зарекомендовавшими себя пестицидами, микроудобрениями и биопрепаратами, а также с совершенно новыми препаратами производства «Щёлково Агрохим». В 2025-м только на яровой пшенице специалисты демоцентра тестировали влияние фунгицидов, гербицидов, листовых подкормок и протравителей. Также испытания средств защиты растений и листовых удобрений проходили на льне, рапсе, сое, горохе, чечевице. После обработки данных мы обязательно познакомим читателей Betaren Agro с наиболее значимыми для практической деятельности полеводов результатами.

Пресс-служба АО «Щёлково Агрохим»

17.10.2025 0
17.10.2025
Добавленная стоимость

О получении продуктов глубокой переработки зерна Россия задумывалась давно. Благо, урожаи растут. Инвесторов останавливали стоимость проектов и непредсказуемость завтрашнего дня. Можно ли сказать, что сегодня, когда стартовал нацпроект «Биоэкономика» и взят курс на импортозамещение, в отрасли наступило оживление?

shutterstock_292212146 (1).jpg

Зачем развивать глубокую переработку зерна, когда все излишки, можно отправить на экспорт, а всё недостающее купить в Китае? Примерно так всё и было вплоть до 2014 года, когда стала давать знать о себе «побочка»: проблемы геополитики, новый избыток сырья, непредсказуемость доходов от экспорта пшеницы, волатильность мировых цен, падение внутренних цен на зерно, изменения климата, которые заставляют пересмотреть севообороты и набор выращиваемых культур. При этом успехи современной селекции скоро сделают нормой урожайность зерна в 150 ц/га.

С приходом новых технологий сбор зерна в России вопреки природным катаклизмам растёт. Так, в сезоне 2025 года эксперты прогнозируют сбор зерна на уровне 140 млн т, в том числе 88 млн т пшеницы. Сегодня внутреннее потребление зерна в стране составляет порядка 80 млн т, и на рынке формируется его избыток. Он не может быть использован без активного развития глубокой переработки. К. т.н. Алексей Аблаев, руководитель Российской биотопливной ассоциации считает, что развитие внутреннего спроса на зерно позволит диверсифицировать экономику сельского хозяйства, будет стимулировать развитие сельских регионов, поспособствует увеличению несырьевого экспорта (рис. 1).

Сбор зерна Аблаев РБА.jpg    

Рис. 1. - Сбор зерна в России. Тенденция роста. Источник: РБА

 

Продукты

Продуктов глубокого передела зерна, которые обладают высокой добавочной стоимостью, – великое множество: биоэтанол, нативные и модифицированные крахмалы, глюкозно-фруктозные сиропы и глюкоза, патоки, масла; кукурузная и пшеничная клейковина (глютен); ферменты и подсластители, аминокислоты, лизин, органические кислоты, кормовой белок и витамины, наконец, биопластик.

Рост мирового рынка биотехнологий эксперты оценивают на уровне фантастических 20% в год и признают, что биотехнологии становятся лидером химической промышленности завтрашнего дня. Глубокая переработка необходима не только с точки зрения расширения экспорта, что хорошо для экономики любой страны, но и с целью снижения волатильности цен на зерно внутри, поскольку образуется свой круг так называемых якорных покупателей, считают в Российском зерновом союзе. 

 

На мировом рынке

Первые биотехнологические кластеры, способные превратить миллионы тонн зерна в биоэтанол, кормовые добавки и массу других ценных продуктов появились в США, Западной Европе, Китае и Таиланде ещё в 1990-х годах. Так, биокластер г. Блэр (штат Небраска), инвестиции в который с 1993 года составили 1,2 млрд USD, перерабатывает около 3 млн т кукурузы в год. На выходе – около 260 тыс. т этанола и целый ряд других продуктов глубокой переработки зерна. Ещё один успешный пример – биозавод The Iowa Bioprocessing Cеnter в штате Айова, который выпускает несколько десятков наименований продуктов с привлечением 2 млрд USD инвестиций от целого ряда международных компаний. Биокластер компании Bio Wanze (Бельгия–Германия) стоимостью 250 млн евро производит 300 млн л биоэтанола в год, используя в качестве сырья пшеницу (1 млн т) и мелассу (2 млн т сахарной свёклы). Венгерское предприятие Panonnia Bio производит 550 млн л этанола в год, перерабатывая 1,2 млн т зерновых.

Высокие требования

Как показывает практика, к таким проектам предъявляется много требований: прежде всего это объём инвестиций и наличие доступной инфраструктуры – энергоресурсы, вода, дороги. Во-вторых, наличие обширной сырьевой базы, стабильность поставок сырья. Так, в штате Небраска, который производит более 40 млн т кукурузы в год, с этим проблем нет: 3 млн т сырья легко отдать на нужды биотехнологий. Или в штате Айова, который лидирует по валовому сбору кукурузы в США – 74 млн т в 2024 году. И конечно, крайне важно производить в одном месте сразу много продуктов: скажем, не только крахмалы с сиропами, но также этанол, полимеры, органические кислоты, масла, аминокислоты и витамины. Не помешает и близость к экспортным хабам.

shutterstock_2301661001.jpg
Завод по производству этанола и биодизеля в Бразилии, Campo Florido, Minas Gerais

Биоэтанол и биодизель

По состоянию на 2023–2024 годы, биоэтанол в России производит ограниченное число предприятий. Ориентировочно это 3–5 заводов, специализирующихся на его производстве. Часто такое производство связано с экспериментальными или пилотными проектами. Это могут быть некоторые агрохолдинги и предприятия в Ростовской области, Краснодарском крае и в некоторых других регионах.

Отраслевые аналитики приводят такие цифры: при добавлении 5% биоэтанола в потребляемые в России 40 млн т бензина потребуется 2 млн т биоэтанола и около 8 млн т зерна.

В целом, производство биоэтанола, по мнению Алексея Аблаева, может создать в Российской Федерации дополнительный спрос на зерно в объёме 10–15 млн т и на сахарную свёклу – 9–10 млн т. Для зернового рынка это решит проблему нереализованного экспорта, а значит, высоких переходящих запасов. Для рынка сахара поможет избежать перепроизводства и, как следствие, падения цен на сахар.

shutterstock_2567581111.jpg
Добавление даже 5% биоэтанола в потребляемые в России 40 млн т бензина потребует 2 млн т биоэтанола и около 8 млн т зерна

В том, что касается использования растительного масла вместо дизеля, тоже есть масса преимуществ. Как пишет Аблаев, сейчас потребности сельского хозяйства России в энергии на 90% удовлетворяются ископаемыми видами топлива: нефтью, углём, а также природным газом. Поэтому одной из причин ухудшения финансового положения аграрного сектора страны в 2002 году стал рост цен на ГСМ. В связи с этим, считают в РБА, задуматься о возможностях производства и использования биодизеля в России следует прежде всего сельхозтоваропроизводителю.

Глютен

Пшеничная клейковина (глютен) – это растительный протеин, который широко применяется в хлебопекарной и кондитерской промышленности, при производстве лапши быстрого приготовления, спортивного питания и т.д. По словам президента Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал» Олега Радина, начиная с 2020 года объёмы производства пшеничного глютена в России увеличились с 75 до 90 тыс. т.

Объёмы производства пшеничного глютена, который пользуется особым спросом на мировом рынке, в первом полугодии 2025 года достигли 39,3 тыс. т. Это произошло благодаря выходу на полную мощность ряда предприятий – переработчиков пшеницы. «В перспективе следующих пяти лет объёмы производства глютена могут увеличиться. При этом традиционными рынками сбыта остаются корма для непродуктивных животных и хлебопекарное производство. Вместе с тем в России растёт использование глютена для производства кормов для рыб», – рассказал Олег Радин.

Россия нарастила экспорт пшеничного глютена в первом полугодии 2025 года до 7,5 тыс. т. Это в 2,5 раза выше показателей аналогичного периода прошлого года, сообщает федеральный центр «Агроэкспорт».

Производство кукурузного глютена, широко востребованного на внутреннем рынке, за тот же период времени превысило 28,5 т.

Лизин – высоко значимая аминокислота для животноводческой, птицеводческой и других отраслей – продолжил рост. Производство лизина в России пока организовано на двух заводах: Заводе премиксов № 1 в Белгороде и заводе «АминоСиб» в Ишиме (30 тыс. т лизин-сульфата). Если в 2021–2022 годах общий объём производства L-лизин-сульфата в России составлял примерно 50–70 тыс. т в год, сегодня эти показатели выросли вдвое. Так, по данным «Союзкрахмала», производство L-лизин-сульфата на двух профильных предприятиях за первое полугодие 2025 года увеличилось на 9%, превысив отметку 76 тыс. т.

Компания «АминоСиб» (агрохолдинг «Юбилейный») планировала рост производства лизина в текущем году на 30%. Инвестиции в расширение должны составить 300 млн руб.

О величине спроса на лизин внутри страны можно судить по исследованию компании Deloitte прошлых лет, которая оценивала потребность в лизине к 2025 году в России на уровне 282 тыс. т.

 

Кормовые добавки

Если по глютену и лизину все выглядит неплохо, а производство нативного крахмала даже растет по кормовым добавкам, премиксам и витаминам картина совершенно иная. По оценке Национального кормового союза, как и 5 лет назад, Россия импортирует примерно 90% от всех используемых в российском животноводстве кормовых добавок. По кормовым витаминам мы зависим от импорта практически на 100%. Казалось бы, за прошедшие годы многое могло измениться в лучшую сторону.

В России есть несколько крупных компаний, которые ведут разработки собственных премиксов и витаминов для активного внедрения в практическую работу, но на рынке таких кейсов ничтожно мало (табл. 1).

Название компании Сырье Область
1 ООО «Каргилл» пшеница, кукуруза Тульская.
2 ООО «АМИЛКО» кукуруза Ростовская
3 АО «Биотех Росва» пшеница Калужская
4 ЗАО «Завод Премиксов №1» пшеница Белгородская
5 ООО «Рустарк» кукуруза Краснодарский край
6 ООО «АСТОН Крахмало-Продукты» кукуруза Рязанская
7 ООО «НьюБио» кукуруза Волгоградская
8 ОАО Хоботовское предприятие «Крахмалопродукт» кукуруза Тамбовская
9 ООО «Мглинский крахмал» картофель Брянская
10 АО «АминоСиб» пшеница Тюменская
Табл. 1. - Первая десятка наиболее крупных производителей продуктов ГПЗ с объёмом переработки сырья выше ~1 тыс. т/год. Источник: «Союзкрахмал»

Прим. Компании ранжированы по мощности переработки (от большего к меньшему). Производственная мощность - это максимально возможный объем выпуска продукции за календарный год, рассчитанный с учетом полного использования производственного оборудования и площадей). 

 

Жёлтый горох

Зоотехники и производители кормов знают, что горох в кормлении животных играет значимую роль благодаря высокой усвояемости и наличию сбалансированного набора аминокислот. В рационах птицы и свиней горох частично может заменять соевый шрот, снижая себестоимость кормов и повышая их питательную ценность. Высокобелковые добавки горохового изолята в рационы животных и птицы делают жёлтый горох ценным компонентом кормов.

По оценке экспертов ИКАРа, посевные площади под горохом в 2025 году составили рекордные 2,4 млн га, что превышает показатель 2024 года. С падением цен на зерно и замещением зерновых культур в севооборотах на бобовые, технические и масличные, у гороха есть все шансы стать более востребованным. Особенно если фермерам удастся договориться о выращивании и сбыте гороха нужного качества по контракту, аналогично ситуации с пивоваренным ячменем.

Едва ли не первая в России площадка по выпуску горохового изолята должна появиться в Тюменской области. В Ишимском районе области строится промышленная линия «АминоСиб-3» по выпуску изолята горохового белка мощностью 12 тыс. т в год. Инвестиции в расширение оцениваются в 7 млрд руб. Потребность в сырье составит 70 тыс. т в год

Ещё один новый проект по глубокой переработке зерновых и зернобобовых культур родился в недрах компании «Щёлково Агрохим».

     

ООО «Амилоза»

Компанию «Щёлково Агрохим» всегда отличал интерес к новым проектам и запуск инновационных направлений бизнеса. Не стал исключением и нынешний год. Так, в августе 2025 года стало известно о том, что «Щёлково Агрохим» построит в Липецкой области современный завод по производству амилозного крахмала, горохового протеина и пищевых волокон. Завод будет возведен на территории ОЭЗ «Липецк». Производственные мощности составят 30 тыс. тонн амилозного крахмала в год. Как сообщил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, новый резидент ОЭЗ «Липецк» вложит в проект 8,5 млрд руб. Пуск предприятия запланирован на 2028 год. Под реализацию проекта зарегистрировано новое юрлицо ООО «Амилоза».

Амилоза, давшая название новому предприятию, является одной из двух составляющих крахмала, наряду с разветвленным амилопектином. Высокоамилозный крахмал очень востребован в пищевой промышленности, где он используется как гелеобразующий, загущающий и стабилизирующий агент при производстве желейных изделий и жевательных конфет, а также в хлебобулочной и кондитерской отраслях, при изготовлении макарон и др.

PHOTO-2025-08-01-13-47-55.jpg

Подписание соглашения о строительстве компанией «Щёлково Агрохим» в Липецкой области современного завода по производству амилозного крахмала. На фото генеральный директор компании, д. х. н., академик РАН Салис Каракотов и губернатор Липецкой области Игорь Артамонов

Новые проекты 

На стадии проектирования в России находится и ряд других производств, которые призваны «закрыть» значительную часть потребности в крахмалопродуктах, растительных протеинах и аминокислотах.

§ «Биотех-Росва» в Калужской области, который по сообщению Минсельхоза РФ, планирует запустить в России производство аскорбиновой кислоты.

§ В текущем году компания «Цитрон» в Воронеже планировала запустить новую технологическую линию по производству лимонной кислоты производительностью 10 тыс. т.  и стоимостью в 3,5 млрд руб. Сырьем для производства послужит кукуруза. Потребность российского рынка в лимонной кислоте оценивается в 70−80 тыс. т в год и удовлетворяется за счет поставок из Китая.

§ Компания «Органические кислоты» также сообщала о планах построить в особой экономической зоне в Тульской области производство 70 тыс. т лимонной кислоты за 19 млрд руб.

§ Как сообщают в пресс-службе правительства Воронежской области, компания «Биотех» будет строить комплекс по глубокой переработке пшеницы с переработкой 250 тыс. т зерна в год. Инвестор намерен вложить в проект 29 млрд руб.

Многострадальные

Многообещающий проект ЗАО «БНБК» в Белоруссии, построенный совместно с китайскими партнёрами в 2021 году, должен был стать флагманом биотехнологий в республике. Кластер из 14 самостоятельных заводов и производств, соединённых в одну технологическую цепочку полного цикла: комбикорма, премиксы, лизин, витамины (В2, В12, С), новые видов аминокислот (валин, лейцин, изолейцин), продукты крахмального и глюкозного производства – так и не «взлетел». Комитет госконтроля Белоруссии докладывал президенту о существенных недоработках и проблемах по загрузке мощностей завода, который не вышел на планируемые объёмы производства и выручки от реализации.

Второй проект, строительство которого растянулось на десятилетия и обросло самыми невероятными историями, – это «Донбиотех» в Волгодонске Ростовской области мощностью переработки 250 тыс. т пшеницы в год. Завод, запуск которого намечен на 2027 год, планировал выпускать лизин, клейковину, крахмал и отруби. «Хочется верить, что «ДонБиотех» начнёт активно достраиваться, а менеджмент «Росхима» финализирует стратегию и сделает ставку на производство линий треонина, валина, аргинина», надеются в Кормовом союзе.

shutterstock_2342984931.jpg

Что сдерживает?

Запуск подобного бизнеса таит массу подводных камней. Это может быть недооценка такого момента, как инжиниринг – проектирование, технологические схемы, выбор и наладка оборудования каждого из десятка производств этого кластера, создания инфраструктуры. Этим должны заниматься только профессионалы, которые стоят дорого и которых на рынке мало.

Сдерживают развитие отрасли качество управления ресурсами и небольшие объёмы производства отдельных продуктов, не позволяющие окупить затраты в разумные сроки. К примеру, российский рынок кормового витамина В2 не превышает 200250 т. Мы по-прежнему вынуждены импортировать весь необходимый объём из Китая. Кажется, и в России есть хорошая технология его производства, однако такой цех будет рентабелен при мощности от 500 т в год, что пока недостижимо.

Несомненно, сильно тормозит развитие и недостаток финансирования. Несмотря на хорошую динамику развития сельского хозяйства в последние годы, компании сектора АПК, как правило, не в состоянии самостоятельно профинансировать столь крупные проекты (более 250 тыс. т переработки). Соответственно, государственная поддержка отрасли и льготное кредитование приобретают критическое значение.

В тоже время, на примере особых экономических зон мы видим, как продуманная система поддержки помогает резидентам вести выгодную инвестиционную деятельность для получения дохода и преумножения капитала.

35
Показать ещё