Сотрудники Северо-Западного представительства «Щёлково Агрохим» приняли участие в совещании по подведению итогов работы агрономической и инженерной служб агропредприятий и КФХ Лужского района Ленинградской области. Именно в этом районе области наиболее активно развивается земледелие.

Глава представительства Эльвира Дерягина рассказала аграриям об инновационных препаратах компании «Щёлково Агрохим», представила новые сорта озимой пшеницы и сои. Особенное внимание в своём докладе она уделила системе листового питания, в которой у ленинградских аграриев есть повышенный интерес.
«Мы говорили о таких продуктах компании как микроудобрения серии УЛЬТРАМАГ, БИОСТИМ, - подчеркнула глава представительства. - В Лужском районе работают 16 крупных и 24 мелких сельхозпроизводителей. «Щёлково Агрохим» здесь знают, активно пользуются нашими препаратами. В этом году мы поделились технологией производства рекордных урожаев зерновых, на примере сорта озимой пшеницы Ермоловка. Был проявлен большой интерес к нашим схемам защиты и листового питания. В этом году большое количество хозяйств будет работать с нашими препаратами – по сравнению с прошлым годом количество клиентов увеличилось почти в два раза».
Пресс-служба АО «Щелково Агрохим»
Как сделать лето круглый год? Как за год сделать то, на что раньше уходило 6–8 лет? Без спидбридинга здесь не обойтись. О том, как новая технология пришла в Россию и какие перспективы она открывает для учёных и бизнеса, мы поговорили с техническим директором компании «КлимБиоТех» Александром Фреймансом.
Александр Фрейманс – технический директор компании «КлимБиоТех»: «Мы изначально создавали технологию для сильных индустриальных партнёров, а «Щёлково Агрохим» – вертикально интегрированный холдинг (фулл-лайнер), которому такой инструмент был необходим для замкнутого цикла работ».
Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, как в России появилась технология спидбридинга (speed breeding)? Каким образом вы начали ею заниматься?
Всё началось с увлечения: несколько лет мы экспериментировали с выращиванием различных растений при искусственном освещении, но серьёзный старт проект получил в 2022 году на базе Всероссийского НИИ сельскохозяйственной биотехнологии (ВНИИСБ), когда остро встала задача импортозамещения технологий в области селекции растений.
Создание новых сортов и гибридов традиционными методами классической селекции обычно занимает 10–12 лет. Такой подход уже не отвечает вызовам времени: климат меняется, само время идёт быстрее, появляются новые вызовы, требуются другие, более пластичные сорта. При классической селекции требуется 3–4 года для получения 6–8 поколений растений для первичного отбора. И это ещё при использовании зимних питомников за рубежом. Нужно было найти способ ускорить самую длительную стадию вегетации – рост и развитие культуры.
С самого начала наша цель была не в чистой науке, а в создании работающего инструмента для селекционеров и бизнеса. Мы хотели предложить такое решение, которое крупный агробизнес смог бы использовать сразу и создавать конкурентоспособные сорта.
Наш путь начался в Москве, с флагманского комплекса на базе ВНИИСБ. Там был создан селекционно-технологический комплекс из семи климатических камер. В состав вошли следующие лаборатории: спидбридинга, промораживания, яровизации и фотоморфогенеза. Комплекс создан для исследований в области ускоренной селекции, генетики и биотехнологий. Мы экспериментально подтвердили вызревание до семи поколений пшеницы в год. Его успешная работа: например, мы получили шесть поколений пшеницы за один год и добились цветения подсолнечника на 39-й день – стала лучшей рекламой.
Как началось сотрудничество с компанией «Щёлково Агрохим»? Почему это партнёрство стало стратегически важным?
В 2023 году ВНИИСБ посетил Салис Каракотов со своей командой. Нас рекомендовали как компанию, которая строит быстро, качественно и, что важно, с пониманием нужд промышленности.
Это было 100-процентное совпадение целей. Мы изначально создавали технологию для сильных индустриальных партнёров, а «Щёлково Агрохим» – вертикально интегрированный холдинг (фулл-лайнер), которому такой инструмент был необходим для замкнутого цикла работ. Нам не потребовалось убеждать «Щёлково Агрохим» в необходимости спидбридинга: Салис Каракотов сразу увидел возможность встроить спидбридинг в свои селекционные программы.
Мы ударили по рукам и приступили к проектированию. Все согласования проекта заняли чуть больше года. А в начале августа 2025 года шесть фитотронов в составе Научно-исследовательского центра «Щёлково Агрохим» были запущены в эксплуатацию.
Мы с большим удовольствием сотрудничаем с компанией «Щёлково Агрохим». Ценность такого партнёрства для нас заключается и в том факте, что нам не пришлось тратить годы на нетворкинг между разными звеньями цепочки: селекционерами, семеноводами, переработчиками. На «Щёлково Агрохим» всё необходимое существует в рамках единого инновационного предприятия и одного партнёра, что сильно ускоряет исследования и экономит силы.

Магнитом и главным украшением стенда компании на выставке «Золотая осень – 2025» в Москве стала модель новой климатической камеры: подсолнечник на 50-й день после посева полностью сформировал корзинки и достиг фазы цветения.
В чём принципиальная основа спидбридинга? Это просто более интенсивное освещение и возможность его регулирования?
Нет, это комплексный подход. Идея не нова – ещё в СССР и на Западе в 1960-е годы использовали досветку для ускорения селекции. Но революцию совершили светодиоды, давшие контроль над спектром и интенсивностью света при низком энергопотреблении.
Международное научное сообщество активно развивает это направление. Знаковая статья 2018 года в журнале Nature Plants («Speed breeding: a powerful tool to accelerate crop research and breeding») обобщила достигнутые успехи: авторам удалось получать до шести поколений пшеницы в год, а также ускорить селекцию нута, ячменя и рапса.
Суть в создании идеального «искусственного лета». Мы не провоцируем мутации растений, не используем ГМО. Мы оптимизируем условия (свет, температуру, влажность, питание), чтобы растение проходило цикл развития максимально быстро, без стресса.
В последние годы возникли дополнительные возможности, о которых раньше нельзя было и мечтать: светодиодные лампы позволили увеличить силу светового потока и даже сформировать нужный спектр – синий или красный. Светодиодные светильники состоят из большого количества модулей, имеют повышенную плотность фотосинтетически активной радиации. Свет – это разработки наших партнёров – компании Just Grow, с ней мы работаем уже несколько лет. Just Grow предлагает светодиодные решения нового поколения с рекордной плотностью фотосинтетического фотонного потока и высокой равномерностью освещения. Именно эти диоды стоят в новых климатических камерах «Щёлково Агрохим». Интенсивность света достигает в них 2500 микромоль/м² в секунду (аналог яркого солнечного излучения), используются специфические спектры (красный 660 нм, синий 450 нм), которые управляют фотоморфогенезом: «командуют» растению, когда цвести, а когда наращивать вегетативную часть. Это отечественное производство и собственные российские разработки.
Какие конкретные выгоды от внедрения спидбридинга вы видите для ваших партнёров?
Наверное, для «Щёлково Агрохим», во-первых, это экономия времени вывода новых продуктов на рынок. Во-вторых, это снижение рисков. В камере можно моделировать стрессовые условия будущего: засуху, жару, воздействие новых рас патогенов и параллельно, в ускоренном режиме, вести отбор устойчивых линий. Это уже не прогнозы, а практическая подготовка к новым климатическим вызовам.
Отдельное и крайне важное направление – испытание средств защиты растений. Для «Щёлково Агрохим» как для крупнейшего отечественного производителя агрохимикатов фитотрон становится мощнейшим инструментом R&D (исследования и разработки). В контролируемых условиях можно с беспрецедентной скоростью и точностью тестировать эффективность новых препаратов, их комбинаций и дозировок против различных патогенов на разных культурах и сортах. Это ускоряет не только скорость селекции, но и разработку комплексных агротехнологий «сорт + препарат».
В-третьих, это создание уникальных нишевых продуктов. Спидбридинг позволяет быстрее создавать и тестировать инновационные сорта и гибриды, обеспечивая быстрый выход на новые рынки. Кроме того, мы создаём хорошие условия для учёных, которые могут посвящать больше времени своим экспериментам. И этому мы очень рады.
Насколько широко эта технология масштабирована сегодня в России?
На сегодняшний день мы построили 31 фитотрон в разных регионах страны. Среди них не только научные центры в Москве и Санкт-Петербурге, но и предприятия в ключевых аграрных регионах: в Краснодаре, Воронеже, Белгороде, Брянске, Калуге, Костроме. География показывает растущий интерес не только науки, но и бизнеса. Коммерческие компании видят в спидбридинге реальное конкурентное преимущество.
В данном случае мы не просто реализовали свой новый проект с ещё одним клиентом. Нам хотелось бы стать частью большого R&D-цикла такой инновационной компании, как «Щёлково Агрохим». Если технология перестаёт быть экспериментом и становится стандартной практикой для лидера отрасли, это главный показатель её ценности и зрелости.

