RUS
ENG
RUS
ENG
Мобильное
приложение
Обратная
связь
+7 (495) 745-05-51

«Щёлково Агрохим» - финалист премии «Бизнес-индекс Химкомплекса»

Торжественная церемония награждения победителей Премии «Бизнес-индекс Химкомплекса» состоялась в Москве.

260A0617-1-1024x683.jpg

Организаторы конкурса – Министерство промышленности и торговли. Российской Федерации и ФГУП «НТЦ «Химвест» - задались целью привлечь внимание к наиболее значимым проектам в области химической промышленности России, которые вносят существенный вклад в развитие отрасли.

В 2020 году этот конкурс проводился впервые и, по плану организаторов, теперь станет ежегодным.

Задачи проведения Премии «Бизнес-индекс Химкомплекса»:

  • выявление инициатив, направленных на развитие химического комплекса РФ;
  • создание критериев для систематизации и оценки таких инициатив;
  • поощрение лучших инициатив и проектов в сфере развития химического комплекса России.
  • Компания «Щёлково Агрохим» стала финалистом конкурса Премии «Бизнес-индекс Химкомплекса» в двух номинациях:«Инновационный прорыв года» и «За информационную открытость».
260A0576-1-1024x683.jpg  IMG_0392-1-1024x683.jpg  IMG_9867-1-1024x683.jpg

Сам проект конкурса призван консолидировать усилия органов власти, общественных организаций, ассоциаций, предприятий и отдельных граждан, направленные на улучшение состояния химической отрасли Российской Федерации для будущих поколений.

14.12.2020 0
17.10.2025
Где взять кадры для агро?

Этим вопросом сегодня задаётся, пожалуй, всё российское аграрное сообщество. Ведь, каким бы высокотехнологичным и наукоёмким ни был современный агропромышленный комплекс, без постоянного «напитывания» молодыми, компетентными, замотивированными специалистами его будущее находится под большим вопросом. Чтобы избавиться от этого знака, необходимы кардинальная перестройка системы российского аграрного образования и активное участие бизнеса в данном процессе.

shutterstock_2530018313.jpg

Об этих составляющих устойчивого развития АПК шла речь на Всероссийском форуме «Перспективные тенденции аграрного образования и науки», который прошёл этой осенью в стенах Ставропольского госагроуниверситета.

Проект новых возможностей

Кадровый дефицит в сельском хозяйстве достигает сегодня 40%, и потребность в специалистах растёт с каждым годом, сообщает Институт развития сельского хозяйства.

Oksana_Luth_(2024-05-12).jpg
Оксана Лут - министр сельского хозяйства России

По информации Минсельхоза, сейчас в сельском хозяйстве работает 6,4 млн человек. «Мы стараемся каждый год считать, теряем ли людей или увеличиваем их количество. Пока, к сожалению, мы их теряем», – сообщила министр сельского хозяйства Оксана Лут в ходе пленарного заседания «Перезагрузка аграрного образования: синергия науки, образования и бизнеса».

Нужно учитывать, что в сельском хозяйстве задействованы довольно возрастные коллективы. Из-за этого из отрасли ежегодно уходит в среднем 150 тыс. сотрудников. Таким образом, задача минимум – заместить выбывающие кадры. Задача оптимум – добавить к этому количеству ещё 10 тыс. специалистов, чтобы реализовать задачи, связанные с ростом производства и экспорта сельхозпродукции, которые поставило государство.

Для воплощения этих задач в жизнь требуется комплекс мероприятий, направленных на создание сквозной модели агрообразования. Он выделен в федеральный проект «Кадры в АПК», который Министерство сельского хозяйства России запустило в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Ожидается, что реализация федерального проекта к 2030 году позволит обеспечить предприятия отрасли сотрудниками на 95%. При этом доля молодых (до 35 лет) специалистов увеличится с текущих 9% до 15%.

Ранняя профориентация – один из фундаментальных компонентов проекта. Как сообщает федеральный Минсельхоз, 1 сентября 2025 года в стране открылось более 600 агротехклассов для 12 тыс. учеников. Возможно, на сегодняшний день цифры не самые впечатляющие. Однако уже к 2030 году в разных регионах страны будут работать 18 тыс. классов с сельскохозяйственным уклоном. Кроме того, уже разрабатывается законопроект, который позволит формировать отдельный конкурс для абитуриентов из числа выпускников агротехклассов.

shutterstock_2538303701.jpg
Ранняя профориентация – один из фундаментальных компонентов проекта «Кадры АПК»

Каркас новой модели высшего агробразования

Представим себе условного выпускника агротехкласса. Чтобы он продолжил поступательный, эволюционный путь в выбранной профессии, необходима соответствующая система высшего образования. И переход к ней должен быть плавным и продуманным, подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

1646647773664463_QFgrUZdc.jpg
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования России

Спикер привёл слова Президента России Владимира Путина. Обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, он сказал: «Очень важный вопрос о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения с учётом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий».

Что же предлагают государственные управленцы?

По словам Валерия Фалькова, первое, что нужно сделать, – унифицировать требования к аграрным вузам. Сегодня эти учебные заведения условно делятся на две категории: подведомственные Минсельхозу и подведомственные Минобрнауки. Внутри данной классификации также можно выделить два сегмента: отраслевые вузы и классические университеты, в которых готовят специалистов для сельского хозяйства. Проблема в том, что разные учредители могут по-разному подходить к оценке эффективности деятельности подведомственных им вузов. Но в новой парадигме высшего аграрного образования подобные разночтения недопустимы. И сейчас Минобрнауки и Минсельхоз ведут совместную работу, которая позволит привести критерии оценки к единообразию.

Валерий Фальков представил каркас новой модели высшего аграрного образования. В него входят:

  • единое фундаментальное ядро по группам специальностей.

Например, для специальности «агрономия» это могут быть физика (биофизика), высшая математика, химия (органическая и неорганическая), ботаника и общая генетика;

  • единое социогуманитарное ядро в новых стандартах;
  • рост практико-ориентированности и тесная связь с работодателями.

Действительно, новые образовательные программы будут чётко «заточены» под задачи отрасли и бизнеса, сообщила Оксана Лут. В том числе значительно возрастёт доля практикума в процессе обучения. Например, будущие агрономы смогут разбирать реальные кейсы вместе с приглашёнными экспертами-практиками. В центре внимания при этом окажутся не рядовые, а особо сложные производственные ситуации.

По окончании 1-го курса наступит период производственной практики, в рамках которой каждый студент пройдёт два полных цикла полевых работ.

Также планируется формирование сквозных цифровых компетенций и компетенций по управлению себестоимостью продукции. Экономическая составляющая должна присутствовать в каждом предмете по технологии растениеводства, подчеркнула глава ведомства.

Но качественное высшее образование возможно лишь при наличии у вуза мощной научной базы, напоминает Оксана Лут. Эффективным инструментом для развития исследований в плотной кооперации с бизнесом, начиная от постановки задач до их последующей реализации и внедрения результатов в реальное производство, является участие агровузов программе «Приоритет–2030».

shutterstock_2506809553.jpg
Качественное высшее образование возможно лишь при наличии у вуза мощной научной базы

Сегодня на дополнительную государственную поддержку в рамках данной программы могут рассчитывать семь высших учебных заведений Минсельхоза. Среди них: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева, Ставропольский ГАУ, Кубанский ГАУ, Белгородский ГАУ, Башкирский ГАУ, Бурятская ГСХА и Дальневосточный ГАУ. В дальнейшем, заявила министр, все аграрные вузы и НИИ нашей страны должны стать соисполнителями программы «Приоритет–2030».

От количества к качеству

Контрольные цифры приёма в вузы позволяют грамотно распределить ресурсы и подготовить именно тех специалистов, которые нужны отрасли. Но в динамике этих цифр пора переходить от количественного метода к качественному, убеждён Валерий Фальков. В этом контексте главным критерием эффективности работы университетов должно стать трудоустройство: «Нет смысла бесконечно увеличивать контрольные цифры приёма. В фокусе ректоров, их команд и коллективов должно быть соотношение количества бюджетных мест и трудоустроенных в отрасли выпускников», – подчеркнул он. Если говорить о нынешних реалиях, согласно цифрам Минсельхоза, только 13% выпускников аграрных вузов идут работать в АПК.

shutterstock_2622374909.jpg
Главным критерием эффективности работы университетов должно стать трудоустройство выпускников в аграрном секторе

В свою очередь, Оксана Лут обращает внимание на такую положительную тенденцию, как рост договоров в предложениях заказчиков целевого обучения по профильным УГСН. По итогам завершившейся приёмной кампании, этот показатель составил 12,68 тыс. договоров. «Мы видим интерес со стороны работодателей, и это очень хорошо, – констатировала министр. – Сельское хозяйство не может работать без людей, каким бы роботизированным и оцифрованным оно не было. Заключение целевых договоров со студентами – это будущее отрасли».

По состоянию на 2025 год, активными участниками системы подготовки кадров для АПК являются 350 компаний. Но уже 2030 году этот показатель должен достичь отметки в 3 тыс. компаний, среди которых – представители среднего и крупного бизнеса.

Довольно болезненной темой Валерий Фальков назвал средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступающих в аграрные вузы страны. Исторически сложилось, что в разрезе других профессий они не самые высокие. Так, по специальности «агрономия» он составил 58,8 (очная форма, бюджет).

Но данный факт не должен формировать чувство вины. Более того, он является прямым руководством к действиям, т.е., поясняет глава Минобрнауки, система высшего аграрного образования должна диагностировать дефицит в знаниях у студентов, которые пришли в вузы с низкими баллами ЕГЭ, и подтягивать их по направлениям, где наблюдается недостаток знаний. «В новой системе это необходимо предусмотреть», – заявил министр.

Тектонические сдвиги ожидаются не только в системе высшего аграрного образования. В этом году в России начала действовать программа модернизации аграрного среднего профессионального образования «Агропрофессионалитет». На её реализацию уже выделены средства и отобраны 18 учебных заведений.

Как сообщила Оксана Лут, в рамках программы «Агропрофессионалитет» будут реализованы инструменты федерального проекта «Профессионалитет», среди которых – сокращение сроков обучения и капитальный ремонт общежитий. Кроме того, предусматривается глубокая интеграция учебного процесса в работу сельхозпредприятий, а также модернизация образовательного процесса и учебных корпусов «под ключ». И, конечно же, все выпускники в обязательном порядке будут трудоустроены в отрасли АПК.

«Щёлково Агрохим»: наш вклад в будущее

Российский аграрный бизнес заинтересован в притоке молодых кадров с профильным образованием. Более того, многие компании реализуют собственные проекты, направленные на создание лучших условий для обучения студентов аграрных вузов и перспектив их трудоустройства в отрасли.

5DM42736.jpg
Генеральный директор «Щёлково Агрохим» Салис Каракотов лично открывал в 2025 году новую лекционную аудиторию в СтавГАУ

Этим путём идёт и компания «Щёлково Агрохим». На протяжении многих лет она реализует образовательный проект «Бетарен Академия». Одним из его составляющих является тесное сотрудничество компании с российскими аграрными вузами и ссузами в части модернизации и оснащения учебных аудиторий. Так, в марте текущего года новая мультимедийная лекционная аудитория, оснащённая интерактивным комплексом для воспроизводства аудио- и видеоматериалов, была открыта в стенах Ставропольского ГАУ. «Создание такой аудитории даст возможность нашим студентам не только углубить теоретические знания, но и получить практические навыки работы с современными химическими средствами защиты растений, которые используются в отрасли», – отметил ректор университета Владимир Ситников на торжественной церемонии открытия.

Уже в апреле фирменная аудитория-лаборатория агрохимии и почвоведения открылась в аграрном институте Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. «Материально-техническая база должна постоянно обновляться. Студентам необходимо показывать всё самое современное», – подчеркнул директор аграрного института Алексей Столяров.

Практически в те же дни компания «Щёлково Агрохим» открыла новую аудиторию во Владимирском аграрном колледже. Как сообщил тогда первый заместитель губернатора Владимирской области Александр Ремига, без спонсоров реализовать такой проект сложно. «Бизнес-сообщество очень активно идёт на такие инвестиции, потому что понимает, что это про будущее, про людей, которые будут работать на их предприятиях. И, конечно, ребята уже сейчас ощущают доброе плечо потенциального работодателя», – цитирует его слова официальный сайт правительства Владимирской области.

Ещё один компонент образовательного проекта «Бетарен Академия» – конкурс исследовательских работ среди студентов аграрных вузов. Его победители становятся стипендиатами компании «Щёлково Агрохим», а также получают возможность приобщиться к высоким земледельческим технологиям.

Виктория Лоткова БелГАУ.JPG
Студенты Белгородского ГАУ, Красноярского ГАУ и Кубанского ГАУ заняли в нынешнем году первую тройку мест в конкурсе «Бетарен Академия»

По результатам 2025 года, победителем конкурса признана магистрантка агрономического факультета Белгородского ГАУ Виктория Лоткова. Её конкурсная работа была посвящена сравнительной оценке эффективности гербицидов в посевах сои.

Второе место в конкурсе занял студент 4-го курса Института агроэкологических технологий Красноярского ГАУ Иван Павлов, который проводил оценку влияния деструктора БИОКОМПОЗИТ-ДЕСТРУКТ на продуктивность яровой пшеницы, возделываемой по органической технологии.

Третьего места была удостоена студентка 2-го курса бакалавриата факультета агрохимии и защиты растений Кубанского ГАУ Юлия Бабакина: она провела исследование по применению регулятора роста САЛЬДО, ВР для химического прореживания завязей на яблоне.

Но самое главное – и у победителей конкурса «Бетарен Академия», и у других активных студентов есть возможность трудоустроиться в компании «Щёлково Агрохим». Сегодня в её региональных представительствах работает много амбициозных молодых людей, желающих развиваться в своей профессии.

В этом плане можно выделить Краснодарское представительство компании. В его Научно-консультационном отделе работает 11 человек, все – выпускники аграрных вузов: КубГА, СтавГАУ, ДонГАУ. Средний возраст сотрудников – 35 лет. В этом году команда научных консультантов пополнилась новым молодым специалистом – Полиной Пахомовой.

«На производственную практику в компанию «Щёлково Агрохим» я попала в конце 3-го курса, – вспоминает наша собеседница. – Честно говоря, на тот момент я плохо представляла свою будущую карьеру в агросекторе и решила развиваться в другом направлении. Для этого параллельно с основным образованием получала переквалификацию по специальности «Ландшафтный дизайн».

Но уже во время прохождения практики в «Щёлково Агрохим» моё мнение кардинально изменилось. Я поняла, что агрономия – очень интересное и перспективное направление, в котором можно постоянно развиваться и расти, узнавать новое и стать настоящим профессионалом.

С первых дней мне повезло погрузиться в реальный рабочий процесс. Я принимала участие в полевых работах, выезжала в хозяйства вместе с опытными специалистами, помогала им. Особенно меня впечатлила рекордная уборка озимой пшеницы в Тбилисском районе, которая прошла летом 2024 года. Было здóрово не только своими глазами наблюдать такие результаты, но и чувствовать собственное к ним причастие.

И, конечно же, я очень благодарна своей коллеге и наставнице – ведущему научному консультанту Марии Касьяновой (выпускница факультета агрохимии и защиты растений КубГАУ, 2016 год. – Прим. ред.). Она уделила мне много времени, щедро делилась знаниями и опытом.

Сегодня я состою в штате Краснодарского представительства «Щёлково Агрохим», мне нравится быть частью сильной команды, которая помогает аграриям добиваться высоких результатов. Чувствую, что нахожусь на своём месте, приношу реальную пользу, постоянно учусь и развиваюсь. В итоге я не просто получила работу, но и нашла дело, которое меня по-настоящему увлекает и вдохновляет».

Смысловым ядром перезагрузки российского аграрного образования является триада «образование–наука–бизнес».В этой консолидации формируется устойчивая система развития аграрного сектора, которая способна адаптироваться к современным вызовам, обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращивать её экспортный потенциал.

22
Показать ещё