В Геленджике состоялась III международная конференция «Абрикос», посвящённая вопросам развития отечественного садоводства и питомниководства. Её организаторы – союз «Садоводы Кубани», Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Кубанский государственный аграрный университет. А в роли генерального спонсора конференции выступила компания «Щёлково Агрохим».

Одной из главных тем пленарной части стала фитосанитарная ситуация, сложившаяся в кубанских садах. Аномальные погодные условия внесли серьёзные коррективы в работу плодоводов. О том, с какими вызовами им пришлось столкнуться в этом сезоне, рассказала Галина Якуба – к. б. н., старший научный сотрудник лаборатории защиты и биотехнологического контроля фитопатогенов и фитофагов ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНЦ садоводства, виноградарства, виноделия».
Аномальное тепло
Тёплая и влажная осень 2023 года продолжилась мягкой зимой с большим количеством осадков. Они не позволили садоводам Краснодарского края провести своевременную обрезку плодовых культур. А ведь этот агроприём, как известно, влияет не только на рост и плодоношение деревьев, но и на фитосанитарную ситуацию в саду.
Впрочем, основная проблема всё-таки связана с аномально тёплой весной, установившейся в регионе. Она привела к ускоренному прохождению фенофаз всеми плодовыми культурами: «Где-то пришлось отменить обработку препаратами группы меди и серы. Где-то не успели провести инсектицидные опрыскивания перед цветением. Всё это обязательно скажется на фитосанитарной ситуации в саду», – констатирует Галина Валентиновна.
В аномальных погодных условиях иммунитет многолетних насаждений ослабевает. Чего не скажешь о фитопатогенах, которые быстро приспосабливаются к высоким температурам, засухе и другим климатическим переменам. Как результат – сокращается продолжительность инкубационного периода болезней, а также появляются новые, нехарактерные для нашего региона виды. Кроме того, расширяются ареалы и увеличивается вредоносность возбудителей тех заболеваний, которые прежде считались второстепенными.
«Сегодня мы наблюдаем изменение видового состава фитопатогенов. Появляются заболевания, в патогенезе которых участвует несколько видов возбудителей: с ними бороться особенно сложно. Это корневые гнили, гнили сердцевины плодов яблони и чернь, которую раньше мы практически не брали во внимание, – продолжает учёный. – Также аномальное тепло идёт на пользу возбудителям доминирующих болезней яблони – парши и мучнистой росы, – а также косточковых культур: клястероспориоза, коккомикоза, монилиоза. Они увеличивают количество генераций за сезон, и мы вынуждены проводить бóльшее количество фунгицидных обработок».
Парша яблони и мучнистая роса
Если вернуться к текущей ситуации, то практически все факторы говорят о высокой вероятности эпифитотии парши яблони. «Тёплая влажная осень прошлого года способствовала продолжительному образованию спороношения на листьях. За зиму выпало большое количество осадков, что было благоприятно для закладки псевдотециев. Так что к началу весны образовался запас возбудителя, в 2-3 раза превышающий тот, что был характерен для последних лет. Причём запас высокий даже в садах, которые хорошо защищались на протяжении всего прошлого сезона», – предупреждает она.
Первое, что указывает на эпифитотию: это скорость созревания спор в плодовых телах парши. Обычно оно проходит за 5-7 суток, причём пять суток – это уже признак эпифитотийного развития. Но в условиях нынешнего сезона споры созрели за 3-4 дня, что способствовало высокой интенсивности их разлёта. «К середине апреля вылетело уже 30-40% от всего запаса, и на данный момент (18 апреля. – Прим. автора) нас спасает только засуха: споры прорастают при влажности более 75%», – напоминает эксперт.

При отсутствии эффективной защиты велика вероятность эпифитотийного развития парши
Впрочем, ситуация может измениться в любой момент. Так что, по словам Галины Валентиновны, вероятность эпифитотийного развития парши велика в тех садах, где садоводы не успеют провести необходимые защитные мероприятия. А о том, как строится стратегия защиты яблони от этого опасного заболевания, Галина Якуба рассказала на конференции «Щёлково Агрохим» (подробно о технологии, основанной на препаратах компании, читайте на стр. 10).
Ещё один доминирующий патоген – возбудитель мучнистой росы: теплолюбивый вид, отличающийся высокой адаптивностью к повышенным температурам. «Для его контроля необходимы обрезка и применение до начала цветения препаратов группы серы и триазолов. Кроме того, за месяц до съёма плодов в систему защиты нужно включить препараты, зарегистрированные против мучнистой росы. Это необходимо, чтобы избежать формирования белого налёта на плодах, который впоследствии даёт ржавую сетку», – продолжает учёный. И обращает внимание на то, что мучнистая роса очень хорошо ассоциируется с сосущими вредителями: на яблоне – с клещами, а на косточковых культурах – с тлёй.
Листовые пятнистости
Но не только парша представляет угрозу яблоневым садам. «Тенденция, которая наблюдается в течение последних 5-6 лет, связана с увеличением вредоносности болезней, вызываемых возбудителями листовых пятнистостей. В первую очередь это альтернариозная пятнистость, которая при высоком развитии приводит к осыпанию листьев. Кроме того, всё чаще в кубанских садах встречается ржавчина яблони, которая раньше была редким заболеванием. Главная мера профилактики – отсутствие основного растения-хозяина. В случае с ржавчиной это можжевельник кавказский. Если сады расположены в предгорной зоне, риск развития данного заболевания будет высоким», – предупреждает учёный.
Возбудитель горькой гнили плодов также приводит к развитию листовой пятнистости, которую часто принимают за ожоги листьев. «Заболевание проявляется в конце мая – начале июня. Причём очень сильно поражается сорт Голден Делишес. В дальнейшем патоген переходит с листьев на плоды. Зимует возбудитель на древесине, так что осенние и ранневесенние фунгицидные обработки – один из способов его контроля», – констатирует Галина Якуба.
Новое заболевание – марссониоз
А теперь – о новом заболевании, которое получило широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии и уже успело появиться в Европе. Речь идёт о марссониозе: в нашей стране его впервые обнаружили в 2016 году на яблоне дикой, находящейся в коллекции Майкопской опытной станции ВИР. Ещё три года спустя марссониоз выявили на яблоне домашней.
«Голден Резистент, Флорина, Голд Раш – сорта, наиболее восприимчивые к марссониозу. Флорина и Голд Раш обладают иммунитетом к парше яблони, что позволяет проводить меньше фунгицидных обработок. В итоге мы получаем накопление возбудителя марссониоза. Да, это заболевание может проявиться и в садах, где практикуется высокоинтенсивная защита. Но только в конце сезона, когда фунгицидные обработки прекращаются», – сообщает эксперт.
Наиболее благоприятные условия для развития марссониоза – сочетание продолжительного периода высокой влажности и умеренных температур воздуха (+20…25 °C). Визуально идентифицировать заболевание сложно: возбудитель формирует три разных типа пятен. Поэтому учёные идентифицируют его в лаборатории, используя несколько методов, в том числе молекулярно-генетический.
Гнили сердцевины, микозные усыхания – и не только
Группа возбудителей гнили сердцевины почти каждый год пополняется новыми видами фитопатогенов. На сегодняшний день в неё входят семь видов фузариевых и два вида альтернариевых грибов, а также возбудители серой и трихотециевой гнилей. «В каждом плодоводческом хозяйстве видовой состав уникален, из-за этого эффективность различных фунгицидов против возбудителей гнили сердцевины сильно отличается. В зависимости от видов патокомплекса диапазон биологической эффективности может варьироваться от 0 до 100%. Выход только один: индивидуальный подбор системы защиты для каждой отдельно взятой ситуации», – констатирует Галина Валентиновна.
Группа возбудителей гнили сердцевины пополняется новыми видами фитопатогенов
Практически с каждым годом расширяется группа возбудителей микозных усыханий: например, не так давно учёные обнаружили возбудителя язвенного некроза. «Почему же они увеличивают свою вредоносность? Споры возбудителей микозных усыханий прорастают ещё зимой – при большом количестве влаги и низких температурах 0…+2 °C. Морозобойные раны и солнечные ожоги способствуют увеличению инокулюма, в первую очередь это касается обыкновенного рака. Поэтому зимой обязательно нужно выявлять деревья с наличием ран, а в ранневесенний период проводить агротехнические мероприятия и химические обработки препаратами группы меди», – делится спикер.
На лидирующие позиции в этой группе выходит чёрный рак. Если раньше он приводил к усыханию ветвей, то теперь поражает плоды в фазах «плод-лещина», «плод-грецкий орех», а также в период созревания урожая.
К развитию бактериального рака яблони приводит два возбудителя. Первый – карантинный объект Erwinia amylovora. Его характерные признаки – наличие экссудативной жидкости и мраморный рисунок древесины – чередование чёрных и белых участков. Второй возбудитель – бактерия Pseudomonas syringae: в данном случае болезнь проявляется внезапным увяданием распустившихся весной листьев, появлением крупных коричневых пятен в фазы яблони «вторая половина цветения – плод-лещина». По словам Галины Якуба, ситуация осложняется тем, что ни один из зарегистрированных на яблоне фунгицидов не обеспечивает стопроцентной эффективности против бактериозов.
На яблоне монилиоз проявляется в виде плодовой гнили
Монилиозы – общая проблема семечковых и косточковых культур. На яблоне и груше они проявляются преимущественно в виде плодовой гнили. А на вишне и черешне патоген приводит к развитию и монилиального ожога на побегах, и плодовой гнили. Для возбудителя характерен очень короткий инкубационный период: 3-4 суток, если речь идёт об ожоге, и 5-6 суток в случае с плодовой гнилью.
Основным заболеванием черешни и вишни является коккомикоз: «Раньше это заболевание проявлялось во второй половине вегетации, в том числе после съёма плодов. Но динамика изменилась, и сейчас проявление коккомикоза прогнозируется уже в первой-второй декаде мая. Кроме того, мы отмечаем приспособление возбудителя к высоким температурам воздуха +30 °C, что прежде было для него несвойственно», – говорит Галина Валентиновна.
Вредители плодовых культур
Меняющийся климат влияет и на вредителей: увеличивается количество генераций, быстрее протекает эмбиогенез, появляются новые виды фитофагов. «Аномально высокие температуры сезона привели к нетипично раннему лёту всех видов плодожорок: яблонной, сливовой, восточной, двухполосой огнёвки-плодожорки. Кроме того, мы наблюдаем ранний выход других чешуекрылых вредителей: листовёрток и совок. Хорошо перезимовала зелёная яблонная тля: для неё характерно очень раннее отрождение: вредитель появился уже на первых развёрнутых листьях яблони. Серьёзное беспокойство вызывает кровяная тля. В связи с потеплением климата она стала поздно уходить в зимовку, причём часть вредителя остаётся в кроне деревьев. Этой весной мы получили очень ранний выход кровяной тли из зимовки. Соответственно, для её контроля понадобились очень ранние обработки: они проводились по выдвижению соцветий», – констатирует учёный.
Яна ВЛАСОВА
5-7 ноября в Новосибирске прошла выставка «Сибирская аграрная неделя». Новосибирское представительство «Щёлково Агрохим» представило на стенде сорта и гибриды масличных культур, адаптированных к условиям региона.
Рапс и подсолнечник – главные культуры, семена которых уже активно закупают на новый сельхозсезон.
В регионе растут площади под рапсом. В 2025 году под этой культурой было занято 247 тысяч га. Это на 66 тысяч га больше, чем в 2024-м. В 2025 году в 16 хозяйствах области высевался рапс сорта Форпост КЛ, который в регионе реализует Новосибирское представительство «Щёлково Агрохим». «В этом году хозяйства собирали урожай не менее 20 ц/га в среднем. А в Чистоозёрном районе в КФХ «Ал.Компани Агро» с площади более 200 га убрали по 30,5 ц/га, - рассказывает глава представительства Анастасия Говаруха. – Это прекрасный результат, который позволяет нам с радостью рекомендовать сорт посетителям «Сибирской аграрной недели» и нашим постоянным партнёрам». Сорт устойчив к имидазолинонам и районирован по Сибирскому региону.
Также аграрии ведут активный поиск гибридов подсолнечника. На стенде «Щёлково Агрохим» их внимание обращали, прежде всего, на гибрид Кречет, устойчивый к имидазолинонам. В суровых условиях Сибири он вызревает за 105-110 дней и демонстрирует хорошие показатели урожайности и масличности. В 2024 году в ЗАО «Калиновское» получили в среднем 24,8 ц/га (в пересчёте на 7-процентную влажность) при масличности 49,4%. В 2025-м, несмотря на сложные условия вегетации – обильные осадки перепады температур, – хозяйства убрали на полях с гибридом Кречет по 22-25 ц/га.
«Кречет отлично себя показывает в нашей зоне. Поэтому хозяйства, которые его уже испытали, планируют приобрести семена гибрида и на новый сезон. Также поступают заявки на поставку семян гибридов Армата* (устойчив к имидазолинонам) и Ратник (устойчив к трибенурон-метилу)», - уточняет Анастасия Говаруха.
Добавим, что в дополнение к посевному материалу консультанты представительства предлагают комплексные схемы защиты культур. Гербицидная система защиты ИМИ-подсолнечника строится на препаратах ГЕРМЕС, МД и ГЕРМЕС ФОРТЕ, МД. Для трибенурон-метиловых гибридов используют САНФЛО, ВДГ.
В системе защиты рапса Форпост КЛ рекомендован гербицид на основе имазамокса ИЛИОН, МД. Инновационная инсектицидная защита включает в себя препараты АПЕКС, МКЭ и МЕДОУЗ, МД с низким классом опасности для опылителей.
*На стадии регистрации.


.jpeg PHOTO-2025-11-06-19-26-12 [EIlnUb](1).jpeg](/upload/medialibrary/b49/7n4kbwq2xo3qgemnciqi7y7j61axz41j/PHOTO_2025_11_06_19_26_12-_EIlnUb_1_.jpeg)
