RUS
ENG
RUS
ENG
Мобильное
приложение
Обратная
связь
+7 (495) 745-05-51

Российское растениеводство: рентабельность хромает на обе ноги

На российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: на фоне рекордных урожаев и растущего экспорта рентабельность сельского хозяйства падает. Виной тому – целый ряд факторов; однако лидирующие позиции отведены снижению цен на сельхозпродукцию, росту затрат на производство и нехватке кадров.

Дошло до того, что крупные отечественные сельхозпроизводители начали сокращать инвестиционные затраты! Эксперты отрасли – о том, почему это происходит и как аграрии планируют повышать маржинальность своего бизнеса.

shutterstock_2321303215.jpg

Инвестпрограмма под сокращением

Исполнительный директор АО «АгроГард» Татьяна Малина, принявшая участие в конференции «Российское растениеводство. Весна – 2024», организованной Agrotrend.ru, констатировала: на фоне снижающихся цен на сельхозпродукцию в холдинге наблюдается рост прямых затрат по всем входящим ресурсам.

В подтверждение этого тезиса эксперт представила данные последних трёх лет. Итак, при производстве озимой пшеницы прямые затраты на гектар в «АгроГарде» выросли на 50%. Вместе с тем цена на зерно снизилась на 23%. Неутешительно складывается ситуация по кукурузе на зерно: затраты – плюс 64%, цена – минус 29%. С подсолнечником тоже всё непросто: рост затрат в «АгроГарде» составил 58%, а цена снизилась на 40%.

Аналогичная картина наблюдается по всем семи культурам, которые представила Татьяна Малина. «Два года назад я утверждала, что прямые затраты холдинг будет «трогать» в самую последнюю очередь: данная статья была неприкосновенной. А сегодня перед нами стоит задача – снизить затраты на 20%. На одном из предприятий мы уже сократили применение удобрений, полностью убрав аммиачную селитру. Что касается содержания машинно-тракторного парка, это ещё менее контролируемая статья затрат, чем удобрения. Сейчас мы переходим на российскую технику, а также проводим восстановительно-ремонтные работы вместо полной замены сельхозмашин. Продолжаем работать над оптимизацией затрат, делаем ставку на маржинальные культуры – увеличили площади под соей и сахарной свёклой. Однако эти изменения не несут радикального характера», – сетует эксперт. И резюмирует: учитывая дороговизну и ограниченность льготных сельхозкредитов, впервые за многие годы «АгроГард» сокращает свою инвестиционную программу.

Что «душит» рентабельность?

Большинство российских земледельцев знают компанию «Щёлково Агрохим» как крупнейшего производителя средств защиты растений и реализатора новейших селекционно-семеноводческих проектов. Но это далеко не все её ипостаси. По итогам прошлого года компания заняла 23-е место в топ-70 крупнейших владельцев сельхозземли в России. А значит, с проблемой сворачивания маржинальности, обрушившейся на растениеводческую отрасль, её руководство знакомо не понаслышке.

_DSC0865.jpg

По словам Салиса Каракотова, генерального директора «Щёлково Агрохим», д. х. н., академика РАН, в России очевидный рост доходности сельского хозяйства начался в 2015 году. Его пик пришёлся на 2021 год, после чего началось стремительное падение рентабельности. Серьёзное снижение наблюдается даже в таком суперприбыльном направлении, как производство семян подсолнечника. Если в 2021 году рентабельность здесь составляла 114%, то в период-2022/2023 упала до 59% (данные МСХ РФ).

«Так есть ли маржа в растениеводстве?» – задаётся вопросом Салис Добаевич. И тут же приводит неутешительные цифры. По итогам прошлого года рентабельность отрасли составила всего 1,5%! И это при общей выручке земледельцев в 2,8 трлн рублей. Дело в том, что в данную сумму уже заложена себестоимость полученной продукции – 2,45-2,5 трлн рублей, – а также экспортная пошлина, выступившая в роли косвенного налога с оборота, которая «съела» ещё 290 млрд рублей. Получается, что аграрии остались с чистой прибылью в 350 млрд рублей. Хватит ли этих средств на интенсификацию производства, внедрение «цифры», модернизацию машинно-тракторного парка и реализацию новых проектов? Вряд ли.

Салис Каракотов перечислил факторы, которые «душат» рентабельность растениеводства. К ним он отнёс увеличение производственных затрат на содержание машинно-тракторного и автопарка, амортизацию, аренду земли и земельный налог, коммунальные затраты и сушку зерна. В совокупности на эти составляющие приходится 27-30% от всего объёма затрат.

Что касается средств защиты растений, то в общей структуре затрат они занимают довольно скромное место. Например, в условиях ЦФО при производстве пшеницы, сои и сахарной свёклы на долю пестицидов приходится 12, 14,2 и 15%.

Долгое время цены на ХСЗР то падали, то демонстрировали незначительный – около 4% – рост. Резкий взлёт по объективным причинам произошёл в 2022 году (+34%). Но к прошлому сезону цены удалось сбить на 21,5%. Гендиректор «Щёлково Агрохим» прогнозирует, что в текущем году их рост при самом худшем сценарии составит 10%.

Нет поводов для оптимизма

О серьёзной потере рентабельности говорит и Роман Бондарев, операционный директор RZ Agro (холдинг, основная часть земель которого расположена в Ростовской области). «Хотелось бы снизить площади под пшеницей, но не видим альтернативы. Мы и так ушли от паров, максимально ввели в севооборот яровой горох – на 7,5 тыс. гектаров. Выращиваем сахарную свёклу, маржинальность которой по итогам прошлого года достигла 114%. Но даже несмотря на это, плюс рекордные урожаи пшеницы, нута, льна и подсолнечника, общая рентабельность производства снизилась», – утверждает он.

И мы говорим не о частной истории бизнеса, в котором «что-то пошло не так». Роман Бондарев привёл данные, согласно которым 12-15% ростовских хозяйств по итогам прошлого года оказались убыточными. «И это не самые плохие земли», – подчёркивает эксперт.

Одним из рычагов, позволяющим влиять на рентабельность, в том числе путём повышения производительности труда, является цифровизация. По словам Бондарева, мониторинг простоев, введённый в RZ Agro шесть лет назад, позволил повысить данный показатель на 10%. «Кроме того, мы практикуем точное земледелие. По минеральному питанию дифференцированно работаем по зонам плодородия. Но сказать, что смотрю в будущее с оптимизмом, я сейчас не могу», – резюмировал он.

Масличные и зернобобовые – культуры надежды

С учётом сложившейся ситуации необходимо понять, в каких культурах «прячется» сегодня маржа. Генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько сообщил, что ключевые зерновые культуры находятся вне этого списка: практически на всей части страны по ним наблюдается отрицательная маржа.

Рылько.jpg
Фото Agrotrend.ru

Гораздо лучше «держат удар» масличные культуры. Причём наибольшую устойчивость в плане маржинальности демонстрирует соя. Впрочем, оговаривается Рылько, остаются большие вопросы, касающиеся качества соевых бобов: «В прошлом году далеко не все производители (особенно из центральной части страны) сработали с хорошим протеином. Как результат – рынок разделился на две части: с протеином нормальным и пониженным, имеющим сильный дисконт».

По словам аналитика информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилла Лозового, из-за отсутствия заградительной пошлины, стабильного спроса со стороны КНР и роста перерабатывающих мощностей площади под соей будут увеличиваться. Ожидается, что в нынешнем году они вырастут до 3,8-4 млн га (для сравнения: в прошлом году составили 3,6 млн га).

Кроме того, эксперты фиксируют высокий интерес к рапсу. Ключевые российские регионы, выращивающие эту культуру, намерены расширить площади под ней до 2,2-2,3 млн га (плюс 100-200 тыс. га в сравнении с прошлым сезоном).

Впрочем, одной из самых стабильных масличных культур остаётся подсолнечник. Но велика вероятность, что площади, отведённые под него, попадут под сокращение. По словам Дмитрия Рылько, это связано с нехваткой семян в Поволжье.

Зато восстановятся площади подо льном масличным. «Лён проходит стадию денежного провала. После серьёзного «перегрева» мирового рынка, случившегося в 2023 году, когда стоимость падала до 15 руб./кг, цены на него укрепляются и в некоторых российских регионах уже достигают 40 рублей», – заявляет Лозовой. Аналитики ожидают, что посев льна масличного в этом году вырастет до 1,45-1,55 млн га (+10% к предыдущему).

Хорошую маржинальность демонстрируют зернобобовые культуры, в частности горох и нут. Это связано с резким наращиванием экспорта. Согласно данным ИКАР, с июля 2023-го по январь нынешнего года поставки гороха за рубеж составили 2 млн т против 1,1 млн т, экспортированных за весь прошлый сельхозгод. Такой рывок связан с рекордным производством: согласно предварительным оценкам, в России собрано не менее 4,5 млн т гороха. Данный факт заставляет задуматься: а является ли он нишевой культурой?

Экспорт нута в текущем сезоне уже вышел на показатель всего прошлого сельхозсезона – 0,4 млн тонн. Чечевица тоже идёт в рост: по данным ИКАР, её экспорт за семь месяцев сезона составил 0,2 млн тонн. Между прочим, в два раза больше, чем за весь прошлый сезон.

Но нужно понимать, что повсеместно заменить зерновую группу зернобобовыми культурами невозможно. В каждом регионе есть свои маржинальные «лидеры», напоминает Салис Каракотов. И рассказывает о них на примере «щёлковских» сельхозпредприятий, расположенных в Приволжье (Ульяновская область) и центральной части России (Орловская область). Обращаем внимание: речь идёт о семенном, а не о товарном производстве!

Итак, согласно выкладкам эксперта, в ЦФО целесообразно сеять сахарную свёклу (114%)*, сою (59%) и озимую пшеницу (51%). Кукуруза высокой рентабельности здесь не даёт (23%), а маржинальность ячменя и яровой пшеницы и вовсе стремится к нулевым значениям.

shutterstock_2188553509.jpg

Что касается Приволжья, очень хорошие экономические результаты показывают здесь подсолнечник (40,5%) и соя (111%). Показатели по озимой пшенице находятся в мизерном «плюсе» – 8,5%; а ячмень ушёл в отрицательные значения (–16%). С учётом всех «взлётов» и «падений», средняя рентабельность в ульяновском хозяйстве составила 22% (без учёта субсидий).

Так каковы выводы? «Мы не можем увеличивать площади под рентабельным подсолнечником из-за ограничений по севообороту: как известно, возвращать эту культуру на поле можно не раньше, чем через семь лет. Обоснованный интерес аграрии проявляют к сое. Но чтобы его удовлетворить, нам нужны селекционные проекты по созданию новых ультраранних сортов. В таком случае мы могли бы распространить эту маржинальную культуру на бóльшие площади», – говорит эксперт.

Компания «Щёлково Агрохим» активно работает над своими селекционно-семеноводческими проектами. А земледельцы «отвечают» растущим спросом на «щёлковские» семена озимой и яровой пшеницы, подсолнечника, сахарной свёклы и сои. Если в 2015 году компания реализовала семян на сумму 645 млн рублей, то по итогам прошлого данный показатель вырос до 2,96 млрд рублей. «Это означает, что российские семена востребованы», – констатирует Салис Каракотов.

План продаж «щёлковских» семян на текущий год ещё более амбициозен: 4,5 млрд рублей. И введённые правительством России квоты на ввоз семян иностранного производства будут способствовать его реализации.

* Здесь и далее – рентабельность производства на сельхозпредприятиях, входящих в структуру «Щёлково Агрохим» и работающих по технологиям компании (данные 2023 г.).



Яна Власова, Краснодарский край

02.05.2024 0
20.10.2025
Профессионализм и человечность

12 октября работники сельского хозяйства отметили свой профессиональный праздник. Людей, с абсолютной самоотдачей трудящихся на благо Родины, поздравили представители власти всех уровней, коллеги, родные, друзья. Однако глава Орловского представительства «Щёлково Агрохим» Виктор Титов и директор научного комплекса «Бетагран Семена» Юрий Ефремов признаются, что одним из самых ценных для них стало поздравление от детского сада №3 пгт. Знаменка.

20251014_10295100.jpg

Знакомство с миром

14 октября воспитанники детского сада в сопровождении своих родителей и воспитателей приехали в поселок Добрый Орловского муниципального округа, чтобы порадовать учёных. Малыши, которым всего по пять-шесть лет, подготовили настоящую концертную программу: выучили стихи и танцы, исполнили несколько песен и преподнесли руководству «Бетагран Семена» большой праздничный пирог.

Тесная и плодотворная дружба детского сада с передовым селекционным центром началась три года назад с, казалось бы, сущего пустяка.
«Мы обратились к руководству «Бетагран Семена» с просьбой об экскурсии для детей на семенной завод, и нам не отказали, - рассказывает заведующая Жанна Клочкова. – На базе детского сада действует региональная инновационная площадка по приобщению детей к русским народным традициям, наша тема – растения Орловской области. «Бетагран Семена» оказывает нам поддержку, которую трудно переоценить. Так, дети под руководством воспитателей уже вырастили из подаренных им семян сою, пшеницу, рапс и горох, собрали свой урожай. Более того, Центр селекции оказал нам помощь в приобретении настоящей лаборатории, стоимость которой превышает двести тысяч рублей. Наши воспитанники ещё совсем малыши, однако с таким оснащением они могут почувствовать себя настоящими учёными, исследователями. Разумеется, это будет в них особый, по-настоящему живой интерес к природе, окружающему миру и сельскому хозяйству».

После выступления дети побывали на очередной экскурсии, посетили оснащённую без преувеличения уникальным оборудованием лабораторию семеноводческого центра, пообщались с настоящими учёными.

«Мне кажется, что сотрудничество с «Бетагран Семена» - это замечательная инициатива, - делится мама одного из мальчиков Екатерина Ставцева. – Мы все рассказываем детям, как важно ценить и беречь природу, откуда берётся хлеб, но такие мероприятия позволяют им узнать об этом на практике. Экскурсии, на которых они бывают, в прямом смысле слова помогают им познавать мир, учиться любить его. Я заметила, что сын стал не просто ответственнее в этом плане. Уже несколько раз он говорил мне о том, что поле – это здорово, что он, когда вырастет, тоже хочет работать в сельском хозяйстве.

20251014_104939000.jpg

Ведущие и ведомые

Маленьким, едва начавшим по-настоящему знакомиться с миром, в котором они живут, детям, вне всякого сомнения, интересно побывать в селекционном центре, осмотреть настоящую лабораторию и понаблюдать за посевной. Однако у каждой медали есть оборотная сторона: для работников сельскохозяйственной отрасли появление гостей всегда сопряжено с дополнительной ответственностью и нагрузкой.

Юрий Ефремов рассказывает об этом аспекте со сдержанной улыбкой.

«Вы знаете, они же счастливы, - говорит он. – После первой экскурсии по заводу детей привезли на вторую, уже в поле, стоило начаться посевной. Потом была следующая, во время уборочной кампании. Сложно описать, в какой восторг они пришли, увидев сельскохозяйственную технику, получив возможность посидеть в кабине, нажать на кнопки. Сначала это было волшебной увлекательной игрой, после, со временем, в них начал просыпаться подлинный, живой исследовательский интерес. Тот самый, у которого есть все шансы с годами перерасти в азарт и искреннюю преданность делу, необходимые для того, чтобы наше сельское хозяйство развивалось и двигалось вперёд».

Детские сады, которым бизнес оказывает поддержку и помощь на постоянной основе, принято называть подшефными, однако Виктор Титов согласен с этой формулировкой лишь до определенной степени.

20251014_102554000.jpg

«Ещё очень большой вопрос, кто кого за собой ведёт, - улыбается он. – Дети – это наше будущее, и я полагаю, что любое вложение в их развитие является не только святой обязанностью взрослых, но и настоящим удовольствием. Это делается в первую очередь для души, для того, чтобы подарить маленьким людям оптимистичный взгляд на будущее, показать им, что у них есть перспектива в жизни, что есть дело, которым им, с большой долей вероятности, будет по-настоящему интересно заниматься однажды. Если человек работает без удовольствия и вдохновения, не видя смысла в своей деятельности, он неизбежно теряет к ней интерес. Экскурсии в поля, на завод, в лабораторию, занятия, которые проводятся непосредственно в детском саду – всё это, конечно же, первая профориентация для детей, возможность познакомиться с сельским хозяйством ближе. Пусть они ещё не всё понимают в силу возраста, но я надеюсь, что у них останется самое главное ощущение: можно любить свою работу и делать её с радостью, чтобы впоследствии гордиться полученным результатом. У меня есть внутренняя уверенность, что однажды, когда придет время, кто-то из этих детей захочет у нас работать. Поэтому я считаю, что, с одной стороны, мы, конечно же, ведём их, показываем им нечто новое, интересное, удивительное для них. С другой же стороны, это они ведут нас, напоминают нам о том, ради чего мы работаем, и почему для многих из нас сельское хозяйство, научная работа стали подлинными смыслами жизни.

27
Показать ещё