На российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: на фоне рекордных урожаев и растущего экспорта рентабельность сельского хозяйства падает. Виной тому – целый ряд факторов; однако лидирующие позиции отведены снижению цен на сельхозпродукцию, росту затрат на производство и нехватке кадров.
Дошло до того, что крупные отечественные сельхозпроизводители начали сокращать инвестиционные затраты! Эксперты отрасли – о том, почему это происходит и как аграрии планируют повышать маржинальность своего бизнеса.

Инвестпрограмма под сокращением
Исполнительный директор АО «АгроГард» Татьяна Малина, принявшая участие в конференции «Российское растениеводство. Весна – 2024», организованной Agrotrend.ru, констатировала: на фоне снижающихся цен на сельхозпродукцию в холдинге наблюдается рост прямых затрат по всем входящим ресурсам.
В подтверждение этого тезиса эксперт представила данные последних трёх лет. Итак, при производстве озимой пшеницы прямые затраты на гектар в «АгроГарде» выросли на 50%. Вместе с тем цена на зерно снизилась на 23%. Неутешительно складывается ситуация по кукурузе на зерно: затраты – плюс 64%, цена – минус 29%. С подсолнечником тоже всё непросто: рост затрат в «АгроГарде» составил 58%, а цена снизилась на 40%.
Аналогичная картина наблюдается по всем семи культурам, которые представила Татьяна Малина. «Два года назад я утверждала, что прямые затраты холдинг будет «трогать» в самую последнюю очередь: данная статья была неприкосновенной. А сегодня перед нами стоит задача – снизить затраты на 20%. На одном из предприятий мы уже сократили применение удобрений, полностью убрав аммиачную селитру. Что касается содержания машинно-тракторного парка, это ещё менее контролируемая статья затрат, чем удобрения. Сейчас мы переходим на российскую технику, а также проводим восстановительно-ремонтные работы вместо полной замены сельхозмашин. Продолжаем работать над оптимизацией затрат, делаем ставку на маржинальные культуры – увеличили площади под соей и сахарной свёклой. Однако эти изменения не несут радикального характера», – сетует эксперт. И резюмирует: учитывая дороговизну и ограниченность льготных сельхозкредитов, впервые за многие годы «АгроГард» сокращает свою инвестиционную программу.
Что «душит» рентабельность?
Большинство российских земледельцев знают компанию «Щёлково Агрохим» как крупнейшего производителя средств защиты растений и реализатора новейших селекционно-семеноводческих проектов. Но это далеко не все её ипостаси. По итогам прошлого года компания заняла 23-е место в топ-70 крупнейших владельцев сельхозземли в России. А значит, с проблемой сворачивания маржинальности, обрушившейся на растениеводческую отрасль, её руководство знакомо не понаслышке.

По словам Салиса Каракотова, генерального директора «Щёлково Агрохим», д. х. н., академика РАН, в России очевидный рост доходности сельского хозяйства начался в 2015 году. Его пик пришёлся на 2021 год, после чего началось стремительное падение рентабельности. Серьёзное снижение наблюдается даже в таком суперприбыльном направлении, как производство семян подсолнечника. Если в 2021 году рентабельность здесь составляла 114%, то в период-2022/2023 упала до 59% (данные МСХ РФ).
«Так есть ли маржа в растениеводстве?» – задаётся вопросом Салис Добаевич. И тут же приводит неутешительные цифры. По итогам прошлого года рентабельность отрасли составила всего 1,5%! И это при общей выручке земледельцев в 2,8 трлн рублей. Дело в том, что в данную сумму уже заложена себестоимость полученной продукции – 2,45-2,5 трлн рублей, – а также экспортная пошлина, выступившая в роли косвенного налога с оборота, которая «съела» ещё 290 млрд рублей. Получается, что аграрии остались с чистой прибылью в 350 млрд рублей. Хватит ли этих средств на интенсификацию производства, внедрение «цифры», модернизацию машинно-тракторного парка и реализацию новых проектов? Вряд ли.
Салис Каракотов перечислил факторы, которые «душат» рентабельность растениеводства. К ним он отнёс увеличение производственных затрат на содержание машинно-тракторного и автопарка, амортизацию, аренду земли и земельный налог, коммунальные затраты и сушку зерна. В совокупности на эти составляющие приходится 27-30% от всего объёма затрат.
Что касается средств защиты растений, то в общей структуре затрат они занимают довольно скромное место. Например, в условиях ЦФО при производстве пшеницы, сои и сахарной свёклы на долю пестицидов приходится 12, 14,2 и 15%.
Долгое время цены на ХСЗР то падали, то демонстрировали незначительный – около 4% – рост. Резкий взлёт по объективным причинам произошёл в 2022 году (+34%). Но к прошлому сезону цены удалось сбить на 21,5%. Гендиректор «Щёлково Агрохим» прогнозирует, что в текущем году их рост при самом худшем сценарии составит 10%.
Нет поводов для оптимизма
О серьёзной потере рентабельности говорит и Роман Бондарев, операционный директор RZ Agro (холдинг, основная часть земель которого расположена в Ростовской области). «Хотелось бы снизить площади под пшеницей, но не видим альтернативы. Мы и так ушли от паров, максимально ввели в севооборот яровой горох – на 7,5 тыс. гектаров. Выращиваем сахарную свёклу, маржинальность которой по итогам прошлого года достигла 114%. Но даже несмотря на это, плюс рекордные урожаи пшеницы, нута, льна и подсолнечника, общая рентабельность производства снизилась», – утверждает он.
И мы говорим не о частной истории бизнеса, в котором «что-то пошло не так». Роман Бондарев привёл данные, согласно которым 12-15% ростовских хозяйств по итогам прошлого года оказались убыточными. «И это не самые плохие земли», – подчёркивает эксперт.
Одним из рычагов, позволяющим влиять на рентабельность, в том числе путём повышения производительности труда, является цифровизация. По словам Бондарева, мониторинг простоев, введённый в RZ Agro шесть лет назад, позволил повысить данный показатель на 10%. «Кроме того, мы практикуем точное земледелие. По минеральному питанию дифференцированно работаем по зонам плодородия. Но сказать, что смотрю в будущее с оптимизмом, я сейчас не могу», – резюмировал он.
Масличные и зернобобовые – культуры надежды
С учётом сложившейся ситуации необходимо понять, в каких культурах «прячется» сегодня маржа. Генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько сообщил, что ключевые зерновые культуры находятся вне этого списка: практически на всей части страны по ним наблюдается отрицательная маржа.

Фото Agrotrend.ru
Гораздо лучше «держат удар» масличные культуры. Причём наибольшую устойчивость в плане маржинальности демонстрирует соя. Впрочем, оговаривается Рылько, остаются большие вопросы, касающиеся качества соевых бобов: «В прошлом году далеко не все производители (особенно из центральной части страны) сработали с хорошим протеином. Как результат – рынок разделился на две части: с протеином нормальным и пониженным, имеющим сильный дисконт».
По словам аналитика информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилла Лозового, из-за отсутствия заградительной пошлины, стабильного спроса со стороны КНР и роста перерабатывающих мощностей площади под соей будут увеличиваться. Ожидается, что в нынешнем году они вырастут до 3,8-4 млн га (для сравнения: в прошлом году составили 3,6 млн га).
Кроме того, эксперты фиксируют высокий интерес к рапсу. Ключевые российские регионы, выращивающие эту культуру, намерены расширить площади под ней до 2,2-2,3 млн га (плюс 100-200 тыс. га в сравнении с прошлым сезоном).
Впрочем, одной из самых стабильных масличных культур остаётся подсолнечник. Но велика вероятность, что площади, отведённые под него, попадут под сокращение. По словам Дмитрия Рылько, это связано с нехваткой семян в Поволжье.
Зато восстановятся площади подо льном масличным. «Лён проходит стадию денежного провала. После серьёзного «перегрева» мирового рынка, случившегося в 2023 году, когда стоимость падала до 15 руб./кг, цены на него укрепляются и в некоторых российских регионах уже достигают 40 рублей», – заявляет Лозовой. Аналитики ожидают, что посев льна масличного в этом году вырастет до 1,45-1,55 млн га (+10% к предыдущему).
Хорошую маржинальность демонстрируют зернобобовые культуры, в частности горох и нут. Это связано с резким наращиванием экспорта. Согласно данным ИКАР, с июля 2023-го по январь нынешнего года поставки гороха за рубеж составили 2 млн т против 1,1 млн т, экспортированных за весь прошлый сельхозгод. Такой рывок связан с рекордным производством: согласно предварительным оценкам, в России собрано не менее 4,5 млн т гороха. Данный факт заставляет задуматься: а является ли он нишевой культурой?
Экспорт нута в текущем сезоне уже вышел на показатель всего прошлого сельхозсезона – 0,4 млн тонн. Чечевица тоже идёт в рост: по данным ИКАР, её экспорт за семь месяцев сезона составил 0,2 млн тонн. Между прочим, в два раза больше, чем за весь прошлый сезон.
Но нужно понимать, что повсеместно заменить зерновую группу зернобобовыми культурами невозможно. В каждом регионе есть свои маржинальные «лидеры», напоминает Салис Каракотов. И рассказывает о них на примере «щёлковских» сельхозпредприятий, расположенных в Приволжье (Ульяновская область) и центральной части России (Орловская область). Обращаем внимание: речь идёт о семенном, а не о товарном производстве!
Итак, согласно выкладкам эксперта, в ЦФО целесообразно сеять сахарную свёклу (114%)*, сою (59%) и озимую пшеницу (51%). Кукуруза высокой рентабельности здесь не даёт (23%), а маржинальность ячменя и яровой пшеницы и вовсе стремится к нулевым значениям.
Что касается Приволжья, очень хорошие экономические результаты показывают здесь подсолнечник (40,5%) и соя (111%). Показатели по озимой пшенице находятся в мизерном «плюсе» – 8,5%; а ячмень ушёл в отрицательные значения (–16%). С учётом всех «взлётов» и «падений», средняя рентабельность в ульяновском хозяйстве составила 22% (без учёта субсидий).
Так каковы выводы? «Мы не можем увеличивать площади под рентабельным подсолнечником из-за ограничений по севообороту: как известно, возвращать эту культуру на поле можно не раньше, чем через семь лет. Обоснованный интерес аграрии проявляют к сое. Но чтобы его удовлетворить, нам нужны селекционные проекты по созданию новых ультраранних сортов. В таком случае мы могли бы распространить эту маржинальную культуру на бóльшие площади», – говорит эксперт.
Компания «Щёлково Агрохим» активно работает над своими селекционно-семеноводческими проектами. А земледельцы «отвечают» растущим спросом на «щёлковские» семена озимой и яровой пшеницы, подсолнечника, сахарной свёклы и сои. Если в 2015 году компания реализовала семян на сумму 645 млн рублей, то по итогам прошлого данный показатель вырос до 2,96 млрд рублей. «Это означает, что российские семена востребованы», – констатирует Салис Каракотов.
План продаж «щёлковских» семян на текущий год ещё более амбициозен: 4,5 млрд рублей. И введённые правительством России квоты на ввоз семян иностранного производства будут способствовать его реализации.
* Здесь и далее – рентабельность производства на сельхозпредприятиях, входящих в структуру «Щёлково Агрохим» и работающих по технологиям компании (данные 2023 г.).
Яна Власова, Краснодарский край
«Щёлково Агрохим» сообщает о расширении регистрации инсектицида ЭСПЕРО, КС ещё на три культуры. Это горчица, рыжик и сурепка (семенные посевы). Регистрационное удостоверение действует до 30 ноября 2028 года.
ЭСПЕРО, КС (200 г/л имидаклоприда + 120 г/л альфа-циперметрина) согласно регламенту применения будет защищать семенные посевы горчицы, рыжика и сурепки от злостных вредителей. В их числе крестоцветные блошки, рапсовый пилильщик, семенной рапсовый скрытнохоботник, рапсовый цветоед, капустная моль.
ЭСПЕРО, КС обладает острым контактно-кишечным и системным действием. Имидаклоприд подавляет передачу нервных импульсов через ЦНС вредителей, что приводит к их гибели. Альфа-циперметрин поражает двигательные центры, что также вызывает гибель насекомых. После попадания в организм вредителя процесс питания прекращается через несколько минут. Насекомые полностью гибнут через 1-5 суток. Оба действующих вещества имеют длительное остаточное действие и защищают культуры не менее двух недель.
ЭСПЕРО, КС прекрасно зарекомендовал себя против ряда злостных вредителей, включая лугового мотылька, совок, капустную моль, плодожорок на широком спектре сельхозкультур. Его используют аграрии всей страны для защиты зерновых, подсолнечника, сои, сахарной свёклы, рапса, кукурузы и гороха. Инсектицид заслужил множество положительных отзывов. Благодаря разрешению на авиаобработки им пользуются также лесные хозяйства для защиты хвойных и лиственных лесов. Теперь ЭСПЕРО, КС можно применять и на нишевых крестоцветных культурах – горчице, сурепке и рыжике. Добавим, что эти культуры набирают популярность среди аграриев России. Их высевают на семена, используют в качестве сидератов как оздоравливающий элемент структуры севооборота, а также для получения товарного урожая маслосемян.


