В комплексе защитных мероприятий зерновых культур протравливание является одним из основных методов сдерживания поражения растений заболеваниями в начальный период их развития, даёт возможность формированию дружных, здоровых и мощных всходов – залога хорошего урожая. Видовой и количественный состав семенной инфекции и степень поражения семян определяют выбор препарата с наиболее эффективным механизмом воздействия на патогенный комплекс. Семенной материал зерновых культур Восточно-Сибирского региона заражён твёрдой головнёй, корневыми гнилями, септориозом, альтернариозом, плесенью (Россельхозцентр).
Наиболее распространённым и вредоносным заболеванием на посевах яровой пшеницы и ячменя являются корневые гнили. Одним из источников инфекции выступают заражённые семена, которые либо не прорастают, способствуя выпадению всходов, либо из них формируются растения с поражённой сосудистой системой. У таких растений загнивают корни и прикорневая часть стеблей, они отстают в росте и развитии, снижают свою продуктивность. Среднемноголетняя заражённость семян пшеницы и ячменя корневыми гнилями в регионе превышает порог вредоносности (ПВ), равный 15%. Высокий инфекционный фон гнилей зерновых культур предполагает применение протравителей с нормой выше средней. Умеренно тёплая и влажная погода вегетационного периода территории способствует развитию гриба Bipolaris sorokiniana – возбудителя преобладающей гельминтоспориозной этиологии заболевания. При этом погодные изменения (потепление и проявление засушливых условий) последних лет способствуют увеличению на семенном материале зерновых культур фузариозной инфекции, вплоть до её преобладания в отдельных партиях и локального проявления в поле. Некоторые виды грибов р. Fusarium являются высоковредоносными, так как не только снижают посевные качества культур и их урожайность, но и способствуют накоплению в зерне токсинов, опасных для человека и животных. Выбор протравителя, с учётом видового состава возбудителей корневых гнилей, также будет способствовать эффективной защите семян зерновых культур.
Другим видом семенной инфекции обязательного контроля является твёрдая головня, которая снижает всхожесть семян, понижает устойчивость проростков к поражению почвенными грибами, больные растения отстают в развитии, не выколашиваются, ухудшается налив зерна или зерно вообще не образуется в результате разрушения отдельных завязей или целых соцветий. Основным и единственным источником инфекции являются семена, на которых находятся споры патогена, их протравливание – единственный способ борьбы с заболеванием. Объём химического обеззараживания семенного материала по субъектам Восточно-Сибирского региона сильно разнится, от 1/3 в Кемеровской области до почти 90% в Красноярском крае, что и определяет инфекционный фон болезни. Заспоренность семян зерновых культур колеблется от сильной до слабой. Наличие инфекции в партии предполагает применение фунгицидов для обработки семян, а споровая нагрузка определяет норму их расхода. По литературным данным (Чулкина В. А., 2000 г.), исключение протравителей из технологии выращивания яровой пшеницы при невысоком проценте заражённых семян и их слабой заспоренности способствует проявлению головнёвых заболеваний в апробационном снопе уже через 2-3 года.
На семенном материале зерновых культур также развиваются возбудители септориозной пятнистости, причиняющие наибольший ущерб посевам пшеницы. На листьях проявляются Septoria tritici и Septoria nadorum. На колосьях – Septoria nadorum. Заболевание ведёт к отставанию развития растений, преждевременной потере листовой (фотосинтетической) поверхности, что способствует снижению озернённости колоса, формированию щуплого зерна, а при поражении узлов стебля – к полеганию растений. При фитоэкспертизе отмечают заражённость семян сапрофитными грибами р. Alternaria, Penicillium, Aspergillus, которые в процессе своего развития выделяют токсины, снижающие всхожесть семян.
По степени патологического процесса различают внешнюю и внутреннюю инфицированность семян возбудителями болезней. При внешнем заражении патогены развиваются на поверхности семени, образуя мицелий и формируя споры. Проросток и его корешки нормально развиваются без признаков поражения, на них возможно проявление единичных пятен или штрихов. Данный вид инфекции легко убирается контактными препаратами, в том числе биологическими. Если уже отмечается побурение тканей проростка и его корешков, их деформация – внутренняя инфекция. Патоген проник в ткани семени, происходят интоксикация и отмирание клеток. Целесообразно применение сложных системных фунгицидов. При этом партии семян с очень сильным поражением рекомендуется вообще не высевать.
С учётом особенностей формирования патологического комплекса на семенах зерновых культур в преддверии полевого сезона 2022 года, компания «Щёлково Агрохим» предлагает сельхозтоваропроизводителям обратить внимание на протравитель БЕНЕФИС, МЭ и новые, но уже хорошо зарекомендовавшие себя препараты ГЕРАКЛИОН, КС и ПРОТЕГО МАКС, МЭ.
Системный фунгицидный препарат для защиты семян БЕНЕФИС, МЭ (50 г/л имазалила + 40 г/л металаксила + 30 г/л тебуконазола) проявляет исключительное действие против корневых гнилей зерновых культур различной этиологии в условиях повышенного инфекционного фона. В результате продолжительной защиты формируется здоровый проросток с хорошо развитой корневой системой. Нахождение действующих веществ протравителя в инновационной форме – микроэмульсии – обеспечивает проявление их высокой фунгицидной активности за счёт отличного покрытия семени и полное – без потерь – проникновение, т. е. «ни грамма без пользы». Препарат защищает семена зерновых культур от головни, снежной плесени, альтернариозной инфекции, плесневых грибов.
Препарат ГЕРАКЛИОН, КС (400 г/л тирама + 25 г/л тебуконазола + 15 г/л азоксистробина) обладает контактно-системным действием в подавлении внешней и внутренней семенной инфекции головнёвых заболеваний, септориоза пшеницы и гельминтоспориозной пятнистости ячменя, альтернариоза и плесени. Уникальное сочетание действующих веществ протравителя не только эффективно снижает поражённость семян корневыми гнилями, но и борется с почвенной инфекцией заболевания в околосеменном пространстве. Листовая поверхность здоровых проростков активно участвует в фотосинтезе и образовании белка, что в конечном итоге способствует формированию высокой урожайности зерна хорошего качества.
Протравитель ПРОТЕГО МАКС, МЭ (75 г/л протиоконазола + 25 г/л пираклостробина + 25 г/л тебуконазола) является препаратом «премиум-класса». Максимально эффективное сочетание трёх активных компонентов в микроэмульсионной препаративной форме обеспечивает надёжную защиту семян в условиях высокой инфекционной нагрузки от семени до флаг-листа. Это один из немногих препаратов со столь длительным действием. Препарат подавляет развитие головнёвых заболеваний, корневых гнилей, листовых болезней пшеницы и ячменя, альтернариозной инфекции и плесени как на поверхности, так и внутри семени. Проявляет усиленное действие против фузариозов и септориозов, оказывает ярко выраженный физиологический эффект на проростки зерновых культур, которые формируют мощную корневую систему и развитый листовой аппарат.
Не секрет, что сибирские погодные условия можно охарактеризовать как экстремальные. Холодный и продолжительный весенний период резко сменяют июньская жара и засуха. В июле возможны похолодания до 0оC, а в августе уже отмечаются и первые заморозки, даже может выпасть снег. Растения постоянно находятся в состоянии стресса (замедление роста и развития, слабая устойчивость к поражению заболеваниями и т. д.), что снижает их урожайность. Предлагаемые препараты не только проявляют фунгицидные свойства на семенном материале, но и способствуют формированию у проростков устойчивости к стрессовым факторам окружающей среды в начальный период их развития, что важно для Сибири.
Старший научный консультант
Восточно-Сибирского представительства,
кандидат с.- х. наук Ирина Кузнецова
25.03.2022 0
Антонина Петина занимается сельским хозяйством уже 33-й год. В 1989 году, в нелёгкое для страны время, вместе с мужем и тремя детьми они приехали из Оренбуржья в Орловскую область и стали одними из первых фермеров в Центральной России.
Было страшно, волнительно и тревожно. Тогда открыть свою ферму было в диковинку: выверенного плана действий не существовало, всё делали впервые и шли по непроторённой дорожке. Как бы то ни было, КФХ Петиных благополучно существует до сих пор. Более того, фермерство стало осью жизни. И в женской судьбе Антонины Николаевны всё сложилось: любимый супруг, четверо детей, семеро внуков – все поколения росли и продолжают расти на ферме, все помощники, для всех Петиных это общее дело.
Часть большой семьи фермеров Петиных у родного дома
Коровий «штрафбат»
Семья Петиных решилась на переезд в Центральную Россию в 1988 году: дети часто болели бронхитом, врачи посоветовали поменять климат. На Орловщине, где жили знакомые Петиных, климат соответствовал, туда и решили отправиться смелые супруги с двумя дочерями. Деревня Подзавалово Урицкого района, где оказались Петины, пришлась им по душе, здесь бросили якорь, здесь же родился сын.
– В Оренбурге я работала бухгалтером, муж – в сельском хозяйстве, – рассказывает Антонина Николаевна. – Но мы оба выросли, как говорится, на земле: коровы, утки, поросята, свой огород. Обратились тогда к председателю местного колхоза, мол, слышали по радио о зарождающемся в СССР фермерстве, хотим попробовать. Тот как раз приехал с учебных семинаров для руководителей колхозов, на которых учили, что такое ферма, как её организовывать. Всё тогда было в новинку, волнительно, но задор был!
В Орловской области был организован конкурс на роль первых в регионе фермеров. Таких первопроходцев оказалось пять семей, среди них были и Петины. Районные власти, согласно закону о фермерских хозяйствах, построили начинающим фермерам дом, выделили коров.
Антонина Николаевна вспоминает своих первых рогатых животинок: это были самые захудалые коровки – те, что давали мало молока или не приживались в колхозном стаде из-за крутого нрава. Вот с такого «штрафбата» и начиналась фермерская судьба Антонины Петиной. Она вспоминает, как приходилось вкалывать, отводя на сон не более чем 3-4 часа в сутки, как месяцами ждали от заводов деньги за сданное молоко.
– Сил и здоровья было вложено много. Это нелёгкий труд, – говорит наша героиня.
В ноябре 1989 года Петины поставили на ферме стадо в 25 голов, а уже в мае завезли породистых голштино-фризов и стали постепенно общее стадо превращать в элитное. Хотя Антонина Николаевна убеждена, что коровы все хорошие, просто у каждой – своя особенность: к примеру, если мало молока, значит, оно жирное, густое. Впрочем, качество молока у бурёнушек Петиных всегда было отменным, так как хозяйка изначально поставила себе цель – выпускать качественное молоко и при этом поднять количественные показатели надоев.
– Мы над этим работали не покладая рук, – говорит она. – Чтобы раздоить первотёлку после отёла, бывает, по семь раз за сутки под корову лезешь. Поэтому особенно больно и обидно было, когда на заводах «подчищали» показатели молока, чтобы принять подешевле. Помню, случай был: повезли молоко в завод, жирность – 4,2%. На заводе они проводят измерения, жирность подтверждают, а внизу приписку ставят: «процент воды – 13%». Аж сердце сжалось, да как же так! Дескать, мы в своё молочко воды налили? Приезжали тогда контролёры, измеряли, проверяли, никакой воды не нашли. Выходит, приписки делали ради удешевления, ведь молоко с такой характеристикой буквально за бесценок принимали.
Такая любовь
Петины не унывали, держались с мужем друг за дружку, честно работали. Росли и надои у коров! Им отдавали негодных колхозных животных, которые и семь литров за сутки не могли дать. А Антонина Николаевна заботой, уходом и любовью добивалась от той же коровы надоя выше 20 литров в сутки! Фермерша вспоминает, как директор Карачевского молзавода качал головой: вы от 30 голов надаиваете столько, сколько колхоз от трёхсот!
Она рассказывает, как важны хорошие корма и своевременные раздои после отёла, но тут же добавляет, что коров надо просто любить.
– Наёмных работников у нас было мало, старались с мужем справляться своими силами, но ко всем приходившим у меня было жёсткое требование – относиться к коровам как к ценному, дорогому человеку. Для нас коровы были настоящими членами семьи. Дети выросли в обнимку с ними, знали каждую в мордочку да по имени. Мы так росли, и дети наши росли так же. Помню, бабушка принесёт зимой только родившегося телёночка, ещё всего влажного, еле на ногах стоящего, так мы, ребятня, со всех сторон его обступим, умиляемся от увиденного…
Для Петиных ферма стал центральной осью жизни. Дети росли, помогали. Уже на Орловщине родились ещё одна дочь и сын. Антонина Николаевна называет себя шеей, а мужа – головой. Только такая семейная поддержка морально выручала в самые тяжёлые времена.
А ферма выручала и материально. В 90-х, когда многим семьям было нечего есть, в доме у Петиных всегда были молоко, творог и сливки. За детей супруги были спокойны – все при деле.
– Уставали, конечно, сильно, – вспоминает фермерша. – Мы просто не вылезали с фермы. Света не видели: в три часа ночи встаём, идём на ферму, там коров подоишь, телят напоишь, молоко заберут, пока перемоешь всё – тут уже и обеденная дойка, ещё не забыть коров отёльных раздоить. А ведь надо ещё и домашними делами заниматься. Муж – моя поддержка, если бы не он, что бы со мной было…
Супруг Антонины Николаевны – Павел Константинович – занимался в хозяйстве заготовкой кормов и тяжёлыми физическими работами. Но когда жена уезжала на необходимые совещания в областной центр, полностью заменял её и в коровнике: накормит, подоит. Муж – голова, жена – шея.
Супруги Петины – Павел Константинович и Антонина Николаевна – всегда вместе
Смена курса
В 2011 году, когда Антонина Николаевна достигла пенсионного возраста, семья фермеров решила сменить курс: здоровье, расшатанное бессонными ночами в коровниках, не позволяло дальше заниматься животноводством – самой тяжёлой отраслью сельского хозяйства. Она привыкла работать на совесть, а содержать стадо спустя рукава позволить себе не могла. Да, было непросто и больно принять такое решение, но в 2013 году ферма Петиных перешла на растениеводство, полностью избавившись от стада.
– Мы выкупали землю, брали в аренду, приобретали технику, – рассказывает наша героиня. – Сейчас в нашем КФХ трудится вся большая семья. Хоть каждый занят на своей работе, в уборочный сезон подключаются все: три дочери с мужьями, сын с женой, их дети. Все стараются на этот период брать отпуск.
Любимые зятья Петиных, которые им как сыновья, трудятся в поле на комбайнах, дочери помогают со складами и бухгалтерией.
Петины живут дружно: и в поле, и за столом всегда собирается вся большая семья, в которой уже воспитывается семеро внуков. Есть и совсем малыши, а есть те, кто уже создал свои семьи.
Ещё несколько лет назад Петины стали индивидуальными предпринимателями, теперь их КФХ носит приставку «ИП». Всего в хозяйстве около 850 гектаров земли. Выращивают зерновые (пшеница, ячмень), гречиху, горох. В прошлом году Антонина Николаевна решилась на сою: посеяли пока всего два гектара, присматриваются.
Родные люди
Уже не первый год Петины сотрудничают с компанией «Щёлково Агрохим». Именно «щёлковскими» препаратами защищён неплохой урожай хозяйства. Главу Орловского представительства Виктора Титова Антонина Николаевна называет родным человеком, это о многом говорит.
– Знаю Виктора Николаевича будто бы с детства! Давно знакомы, ещё со времён, когда он работал в сельхозуправлении. Мы с ним родные души! – просто и открыто говорит наша героиня. – Мы работаем со «Щёлково Агрохим» с 2006 года и полностью довольны и препаратами, и работой консультантов: приедут, подскажут, направят, выстроят работу. Всё чётко расписано: что, когда, на какие участки. Внимание уделяют колоссальное! Очень приятно работать с неравнодушными людьми, которые понимают, что такое сельское хозяйство, а не просто с безликими продавцами своего товара.
Высоко оценивают Петины такие препараты «Щёлково Агрохим», применяемые на полях хозяйства, как фунгициды ТИТУЛ ДУО, ККР; ТРИАДА, ККР; ВИНТАЖ, МЭ. Прижился на полях Петиных и инновационный гербицид ГЕРМЕС, МД. Инсектицидный протравитель ИМИДОР ПРО, КС позволяет контролировать вредителей, а с болезнями справляется исключительный по эффективности БЕНЕФИС, МЭ.
В прошлом году в хозяйстве Петиных была самая высокая в области урожайность гречихи. В общей сложности со 100 гектаров они собрали 170 тонн (то есть урожайность – 17 ц/га), а в среднем по области в 2021 году урожай гречихи не превысил 8 ц/га. При этом Петины работают не торопясь, потихонечку, сосредоточенно, не гоняясь за рекордами.
– Моя позиция такова, что к земле надо относиться бережно, с заботой, – говорит Петина. – Поэтому с землёй работаем щадяще, мне её жалко. Мы пашем, чтобы вода уходила в землю и та оставалась мягкой. Не позволяем комбайнам «забивать» её, уплотняя, как асфальт.
Антонина Николаевна искренне заявляет, что по жизни ей встречаются только хорошие люди. И становится понятно, как этой женщине удаётся справляться с любыми невзгодами. Весь секрет – в неиссякаемом оптимизме и любви к людям.
– Чего ещё мне желать? Четверо детей, семеро внуков, самый лучший муж! В нашей семье принято собираться на каждый праздник. Горжусь внуками! Наташа, старшая, летом вышла замуж, средние учатся в школе и ходят в детский сад, а младший, четырёхлетний Славомир, так и рвётся к бабушке в деревню. Говорит мне недавно по телефону: «Бабушка, я так хочу к тебе!» Я растрогана!
Супруги Петины живут вместе уже 47-й год, совсем скоро будут праздновать золотую свадьбу. Как трогательно и приятно слышать от пары, прожившей вместе столько лет, слова: «Мы благодарны Богу за свою судьбу, за своего супруга!» А на вопрос, в чём секрет семейного счастья, наша героиня отвечает, советуя всем женщинам больше ценить своих мужей, чаще их хвалить и не ставить себя выше супруга!
Марьяна Фёдорова