9 мая 2025 года в селе Глинки Шаблыкинского района Орловской области будет открыт памятник на месте дома ветерана Великой Отечественной войны, защитника легендарного Дома Павлова – Ильи Васильевича Воронова. Открытие этого памятника – часть обширной патриотической работы, которую уже не первый год ведёт на родной земле глава Орловского представительства «Щёлково Агрохим» Виктор Титов.

Илья Воронов – командир пулеметного расчета гарнизона Дома Павлова в Сталинграде, гвардии старший сержант.
Живая память
Виктор Титов родился и вырос в селе Глинки Шаблыкинского района. Когда-то это было большое многолюдное село длиной в три километра, а к началу 1990-х отсюда уехал последний житель. Молодые уезжали, старики умирали – так и не осталось никого, как и во многих российских, когда-то шумных, полных жизни деревнях. Но осталась память. Память о тех, кто ушёл отсюда воевать в Великую Отечественную войну, память о тех, кто посвятил жизнь родному колхозу.
«Хоть село и осталось без жителей, мы с односельчанами исправно приезжали в Глинки на Пасху: прибрать могилки на кладбище, подправить дома, хоть в них никто и не жил. Я могу вспомнить только один год в своей жизни, когда не приезжал в родное село – в этот год я служил в армии», – вспоминает Виктор Николаевич.
Как-то Титов предложил не просто приезжать в Глинки, а увековечить малую родину: всем миром собрать средства на памятник селу. Всем миром поставили часовню, а ведь когда-то в селе была каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Выложили плиткой площадку, установили две стелы, между ними – небольшой колокол. На стеле выгравированы фотография улицы Глинок и историческая справка, внизу трогательная надпись: «Память о селе Глинки будет жить в наших сердцах навсегда!».
Именно тогда и пришла в голову Виктору Титову мысль увековечить то место, где жил их герой Илья Воронов – защитник Дома Павлова. Виктор помнил односельчанина с детства как очень скромного и простого человека.
«То, что дед Илья – настоящий герой, мы долго не знали, – говорит он. – Узнали лишь в 1973 году, когда по телевизору показали очередную встречу защитников Дома Павлова. Помню, как мы, мальчишки, с открытыми ртами смотрели эту передачу – как он в Сталинграде стоит вместе с сослуживцами и докладывает: старший сержант Илья Воронов, проживаю в деревне Глинки Шаблыкинского района Орловской области. Мы и не подозревали, что рядом с нами такой легендарный человек живёт, настоящий герой. Притом в учебнике по истории читали о том, как пулемётчик Воронов получил 25 ранений, но не покинул боя, зубами вырывал чеку из гранаты и бросал в фашистов. Но мы не подозревали, что пулемётчик Воронов из учебника и есть наш дед Илья».
Простой русский герой
Илья Воронов был ближайшим соседом Титовых. Его судьба складывалась обычно, как судьбы сотен тысяч деревенских парней. Он родился в селе Глинки 10 августа 1921 года в бедной многодетной крестьянской семье. Рано умер отец, и старший сын Илья, которому едва исполнилось 11 лет, стал помощником матери в заботах о шестерых братьях и сестрах. Получив паспорт, он отправился на заработки в Донецк. В 1940 году Воронова призвали в Красную армию в городе Черновцы Украинской ССР. В армии он был отличником боевой и политической подготовки. После окончания полковой школы младших командиров получил звание сержанта. Для дальнейшего прохождения службы Илью Воронова направили в Киевский военный округ командиром отделения в 10-ю запасную бригаду, там его и застала Великая Отечественная война.
В начале войны молодой боец занимался выгрузкой снарядов из эшелонов, а когда немцы подошли к Киеву, командование приказало взорвать склады с боеприпасами, что он со своим отделением и сделал. Затем отступали через Украину, через Харьков, в Сталинградскую область.
«В феврале 1942 года я попал на фронт и участвовал в боях на харьковском направлении. 13 мая осколком мины был ранен в голову и лечился в госпитале в г. Купянске, а затем меня санитарным поездом отправили в Астрахань, где я полностью восстановился…» – пишет в своих воспоминаниях Илья Воронов.
После госпиталя он был направлен в 13-ю гвардейскую дивизию под командованием участника войны в Испании генерала Александра Ильича Родимцева. Уже в первом бою 19 сентября его ранили, но позиции он не покинул. За этот бой Воронов получил свой первый орден Красной Звезды.
58 дней
Несмотря на свои юные годы 20-летний пулемётчик Илья Воронов уже считался асом. С 30-килограммовым «Максимом» управлялся как с игрушкой. Гвардии сержант Яков Павлов, которому командование поручило отбить у фашистов и удерживать важнейший стратегический объект на выходе к Волге – Дом Павлова, запросил на подмогу именно Воронова.
Комбат вызвал Воронова и приказал: «Вы отправляетесь в Дом Павлова».
«Я вначале не понял: в какой дом? – вспоминал Илья Васильевич. – Этот дом тогда официально назывался Домом специалистов. Оказывается, “виноват” посыльный. Яша сказал ему: “Передай Воронову, пусть приходит в дом к Павлову”. А посыльный командирам сказал: “В дом Павлова”. С тех пор так и пошло».
«Ну, теперь можно воевать», – обнял Павлов прибывшего Воронова.
Когда бойцы Павлова очистили дом от фашистов, они обнаружили там жителей города, более 30 человек. Старики и женщины с детьми прятались в подвале, когда дом захватили фашисты. Немцы издевались над людьми: стариков били, женщин насиловали.
«Если вы нас здесь бросите, мы вам этого не простим», – сказали бойцам несчастные люди, когда фашисты были выбиты…
Известна пронзительная и трогательная история: Воронов вошёл в одну из комнат, а там обнажённая женщина кутает в своё платье грудного младенца.
«Почему голая? Зачем смущаешь моих бойцов?» – удивился пулеметчик Илья Воронов. «Мне дитя пеленать нечем», – ответила женщина. «Оденься, я сейчас», – ответил пулемётчик и принёс женщине новые сменные портянки на пелёнки.
Через много-много лет тот младенец, которого кутала несчастная мама в своё платье, превратился, по словам Ильи Васильевича, в красивую женщину. Через много лет она встречала у себя в волгоградской квартире защитников Дома Павлова, накрыла для дорогих гостей стол. Она знала, что осталась жива потому, что пулемётчик Воронов, сержанты Павлов и Рамазанов, рядовой Глущенко отдавали её матери свои пайки, а сами кормились тем, что добывали муку на складе у мельницы рядом с домом.
Что только ни делали фашисты, чтобы взять этот дом: из пулеметов его обстреливали, самолётами бомбили, гранатами забрасывали... А наши как из пепла восставали: закрывали разбитые окна и дверные проёмы мешками с землей и отвечали.
Когда началось генеральное наступление, в полуразрушенном доме в живых остались лишь пятеро. Они продержались 58 дней…
После войны
«Илья Воронов пробыл на больничных койках более 15 месяцев, перенёс десятки операций, – рассказывает Виктор Титов. – Вернулся он в родное село Глинки в 1944-м. Жили мы с ним через один дом. Сколько я помню, он собирал молоко от населения. Ему это было очень удобно, ведь вернулся он инвалидом, без правой ноги. У него была служебная лошадь по кличке Серый – спокойный старый мерин. Он его всегда утром запрягал, с восходом солнца объезжал деревню, собирал молоко. Помню, подъезжал и кнутовищем стучал по фляжке, сигнализируя, чтоб молоко выносили. Этот стук я помню, сколько живу. Простой русский мужик. А то, что такие подвиги совершал, так мне кажется, он считал, что так и надо, и никак по-другому. Мы, мальчишки, обожали его. Он часто рассказывал, как из Донецка, куда уехал из Глинок на заработки, ушёл на фронт, как через Волгу переплывал на катере с оружием под непрерывным немецким обстрелом, как страшно было, когда мотор заглох… При этом он был очень скромным, всё больше про друзей рассказывал, а не про себя. Нас, пацанов, приглашал смотреть телевизор, который тогда был только у него, у фронтовика».
Когда стоял уже памятник селу, когда в Глинках выросла часовня, появилась у односельчан мысль как-то увековечить память замечательных людей малой родины. В первую очередь, конечно же, героя Сталинградской битвы Ильи Воронова. Сначала это была маленькая табличка на месте дома героя, потом решили сделать большой памятный знак. В 2022 году Виктор Николаевич отправился в Музей Сталинградской битвы и рассказал, что на родине Воронова хотят поставить памятник.

Бесстрашный воин Воронов Илья
«Сотрудники музея предоставили мне все данные, что у них есть по этому человеку, – рассказывает Титов. – Сейчас хотелось бы собрать его полную биографию и сделать небольшую книгу о нём. Для этого надо ещё поработать в Орловском краеведческом музее, архиве сельсовета, съездить в Шаблыкинскую школу. Это будет следующий этап нашей патриотической работы».
Огромный, крепкий камень для памятника нашли в 250 километрах от села. Это был песчаник, который, впитывая влагу, так же легко её отдает, а потому он долговечен. На камень было решено установить мраморную доску. Долго не могли решить, что именно выгравировать.
«Хотелось не просто слова о том, что здесь жил герой, а что-то трогательное, проникновенное, – вспоминает Титов. – Поделился своими мыслями с другом детства, агрономом Сергеем Липатовым, а на следующее утро он прислал мне такое стихотворение:
Дом Павлова собою заслоня.
Стоял ты насмерть не награды ради
Гранита твёрже, крепче чем броня.
К твоим ногам упали их знамена
Пусть ты изранен, но не покорён.
И Паулюс глядит ошеломлённо –
В свой крах пока ещё не верит он.
А ты шагнул в бессмертье. На кургане
Отлиты в бронзе плоть и кровь твоя.
“Спасибо!” повторять мы не устанем
Бесстрашный воин Воронов Илья».
Таким образом, на плите памятника, который торжественно откроют 9 мая этого года, будет портрет Ильи Воронова, который Виктор Титов отсканировал в Музее Сталинградской битвы, информация о том, что здесь до 1975 года жил ветеран Великой Отечественной войны, защитник Дома Павлова, помощник командира пулемётного взвода, гвардии старший сержант Илья Васильевич Воронов. А ниже будут строки стихотворения, посвящённого герою, и фотография Дома Павлова, каким он был сразу после освобождения.
«Есть ещё три мраморных плиты, на одной из них написаны строки из его автобиографии, на другой – отрывки воспоминаний, а на третьей – отрывки из писем Воронова, – рассказывает Виктор Титов о планах. – Это будет такой мемориальный комплекс, где каждый сможет получить информацию о герое Сталинградской битвы – Илье Воронове. Также хотелось бы ещё обустроить могилу героя в поселке Шаблыкино, которая сейчас выглядит как обычная сельская могила».

Патриотизм в крови
Традиционно односельчане собираются в Глинках на Троицу. Первым делом подъезжают к памятнику, кладут цветы, потом обязательно идут к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне односельчанам. Памятник тоже отремонтировали. Это место для них священно – здесь лежат освободители. Именно тут проходили школьные линейки 1 сентября, сюда «приезжали на лошадях на свадьбу».
«Я часто приезжаю с сыном и внуком, – говорит Виктор Николаевич. – Сын как-то послушал наши беседы с мужиками, в которых мы своё босоногое детство восторженно вспоминали, и говорит: “Да вы – пацаны!”. А мы, и правда, здесь как будто снова становимся пацанами, хоть среди нас и депутаты, и директора есть, а в Глинках – все мы пацаны».
Под вечер весёлые песни сменяются воспоминаниями, многие вспоминают своих дедов, ветеранов. У Виктора Николаевича воевал дед Тихон Андреевич. С ним связана необычная история. Оказывается, у деда… две могилы. Одна – в Могилёвской области, другая – здесь, в Глинках. В 1944 году пришла похоронка, мол, погиб Тихон Титов, похоронен в братской могиле. А через три недели ночью Тихон стучится в дом к своей благоверной: «Открывай, муж пришёл!». «Бабушка рассказывала, что не узнала тогда его в потёмках и пыталась прогнать, дескать, что за самозванец, мужа-то на войне убили, – рассказывает Виктор Николаевич семейное предание. – Оказывается, дед попал в плен, а не был убит, а потом из плена ему удалось бежать. После побывки снова ушёл воевать, вернулся живым».
В семье Титовых 9 Мая – праздник очень важный. Есть у них такая традиция: отец, сын и внук в военной форме с портретом деда обязательно идут в центральный парк Орла и обязательно шагают с «Бессмертным полком». В этом году на парад Виктор Николаевич возьмёт ещё одного внука – 11-месячного Тихона, его назвали в честь героического прадеда.

Марьяна ФЁДОРОВА
В Республике Башкортостан расширяются площади под озимым рапсом. Успешно пройти зимовку культуре помогают ретарданты, фунгициды и микроудобрения «Щёлково Агрохим». Технологию возделывания совместно с хозяйствами республики отрабатывает Уфимское представительство компании.

Озимый рапс в Бураевском районе Республики Башкирия, май 2025 года

Урожай маслосемян озимого рапса на складе, август 2025 года
По словам замглавы Уфимского представительства, д. с.-х. н. Радика Гайфуллина, в 2024 году площадь сева озимого рапса в республике составила 600 га, из них под контролем консультантов «Щёлково Агрохим» - около 300 га. Высевали его в двух районах – Янаульском и Калтасинском. В итоге хозяйства собрали культуру с урожайностью около 20 ц/га. «Для первого года результат неплохой, мы провели всего две обработки в этом сезоне на озимом рапсе. Использовали только гербициды и микроудобрения – УЛЬТРАМАГ БОР и УЛЬТРАМАГ СУПЕР СЕРА-900. Уборку вели в конце июля-начале августа, уборочная влажность маслосемян – 6,9% – позволила избежать этапа сушки, что положительно сказалось на себестоимости. Хозяйствам удалось реализовать ранний урожай по достойной цене», - рассказал Радик Гайфуллин.
Озимый рапс, по его словам, выгоден аграриям по ряду причин: более комфортные условия уборки, низкая влажность маслосемян, первые деньги с продажи раннего урожая, равномерная загрузка уборочной техники в сезон. Кроме того, более ранние в сравнении с яровым рапсом сроки вегетации растений позволяют избежать множественных инсектицидных обработок, так как периоды уязвимости культуры и массового размножения злостных вредителей рапса не совпадают.
В этом сезоне площадь под озимым рапсом в республике выросла в четыре раза, расширилась география, и увеличилось число предприятий-участников производственного эксперимента. Самые большие площади засеяли в ООО «Победа» Янаульского района – 1200 га.
«В этом году мы экспериментировали со сроками сева и нормами высева. Использовали разные сорта и гибриды, в том числе новинки селекции ВНИИМК им. В. С. Пустовойта – сорта Лорис и Элвис. Некоторые предприятия, например ООО «КХ «Зекура» Туймазинского района, нацелились на получение максимального урожая культуры. Поэтому здесь мы применим интенсивную технологию с внесением необходимого количества удобрений, проведением всех необходимых защитных мероприятий. Потенциал озимого рапса в наших условиях – около 40 ц/га. Мы намерены его достичь», - отметил Радик Гайфуллин.
Добавим, что возделывание озимого рапса в условиях Башкирии стало возможным благодаря применению ретардантов, фунгицидов и микроудобрений. Так, при подготовке растений к зимовке в фазу четыре листа посевы в ООО «КХ «Зекура» обработали УЛЬТРАМАГ БОР и УЛЬТРАМАГ МОЛИБДЕН, 1 л/га. В фазу 5-6 листьев применили ретардант КОСТАНДО, КЭ, 0,3 л/га + фунгицид ДЕЙЗИ, СЭ, 0,8 л/га + УЛЬТРАМАГ БОР, 1 л/га и УЛЬТРАМАГ МОЛИБДЕН, 0,5 л/га.
«При осмотре посевов 31 октября сделали вывод, что растения готовы к зимовке – длина корней, диаметр корневой шейки (1,5 см) соответствуют нужным параметрам. Ретардант не дал растениям пойти в рост. ДЕЙЗИ, СЭ защитил листовую поверхность от патогенов, альтернариоза, мучнистой росы, фомоза, склеротиниоза. Молибден и бор помогли сформировать крепкую корневую систему и повысить зимостойкость растений. Надеемся, что зимовка рапса пройдёт отлично», - делает вывод Радик Гайфуллин. Подробнее о технологии защиты озимого рапса в башкирских хозяйствах расскажем в журнале «Бетарен Агро».

Озимый рапс сорта Северянин на полях ООО «КХ «Зекура», 31 октября 2025 года

Толщина корневой шейки перед зимовкой
Никаких признаков болезней благодаря действию фунгицида ДЕЙЗИ, СЭ
Растение вошло в зимовку в оптимальной фазе 6-8 листьев, ноябрь 2024 года
